С ГЛАВОЙ О САМОМ ГЛАВНОМ
Когда ваш корреспондент зашел в служебный кабинет главы района Андрея Палия для намеченного интервью, то застал его подписывающим кипу распоряжений о разрешении органами опеки приема на работу тимашевских школьников во время каникул и пребывающим по этому поводу в отличном расположении духа.
ВО-ПЕРВЫХ, считает он, здорово, когда ребята свой первый рубль заработают не спекулятивной перепродажей айфона своим друзьям, а настоящим трудом, своими руками.
Во-вторых, глава доволен и даже горд тем, что деньги на оплату общественно полезной работы школьников выделили тимашевские казаки. И деньги не малые – четыреста тысяч.
Кстати, не каждое районное кубанское казачье общество может похвастаться такой полезной инициативой, которую с воодушевлением поддержал атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов, посоветовав всем брать пример с тимашевских товарищей.
Это, как говорится, к слову о досужих пересудах, типа «а зачем они, казаки, вообще нужны в XXI веке». Мол, какой от них прок.
НА ПОДОБНЫЕ словоблудия жестко ответило само время, когда Кубанский сводный казачий полк убыл на Украину биться за русский мир с националистами. В том полку воюют и наши парни из Тимашевского района. А здесь, в тылу, их товарищи поддерживают, как могут, семьи бойцов в повседневных бытовых вопросах, снабжают своих бойцов самой современной воинской экипировкой и так далее. Не оставляют без внимания их и наши районные власти, оказывая поддержку в трудных жизненных ситуациях. Короче, поддерживают и словом, и делом.
Собственно говоря, с этого очень непростого, прямо скажем, тяжелого нынешнего периода истории, так называемой СВО (специальной военной операции), мы и начали нынешний разговор с Андреем Владимировичем о состоянии дел в экономической и социальной жизни Тимашевского района.
Ведь мы, впрочем, как и вся Россия, сразу попали из ковидного огня в военное полымя. Что связано с огромными расходами, обострением международной обстановки и, как следствие, с западной политикой тотальных экономических и политических санкций для подрыва промышленного потенциала нашей страны и раскачивания внутренней обстановки в сторону протестных выступлений.
КАК В ДАННЫХ условиях идут дела в промышленной сфере района, представленной рядом современных предприятий с иностранным участием? Не закрылись ли они? Не сокращают ли персонал? Не распродают ли производственные мощности?
Нет, сказал Андрей Палий, не закрылись и не закрываются. Во всяком случае, пока. Понятно, что у наших флагманов промышленного производства возникли трудности, связанные с поставкой импортного сырья, некоторых комплектующих для поддержания оборудования в рабочем состоянии, не говоря уже об инвестициях в расширение бизнеса. Понятны также и политические трудности, испытываемые частью иностранных владельцев в условиях обострившейся международной конфронтации. Но в целом экономическая политика на данном участке не изменилась. Львиная доля прибыли по-прежнему остается и используется на нашей территории для приобретения сырья и комплектующих, для покрытия возросших расходов на логистику и, главное, на выплату заработной платы персоналу.
По всему видно, что собственники всеми силами стремятся не допустить потери высококвалифицированных кадров, которые, как известно, решают все. Ведь потерять легко, а вновь найти, обучить, воспитать командный дух у грамотных специалистов гораздо тяжелее и дольше, чем даже купить дорогое современное оборудование или мудреное техническое средство. Короче, коллективы на «Нестле», «Вимм Билль Данн», в группе «Тетра Пак» и других предприятиях с иностранным участием сохраняются на прежнем уровне.
В Тимашевском районе вообще, несмотря на объективные трудности, безработица находится на уровне 0,4%, что соответствует, скажем так, довоенным и доковидным показателям. То есть на рынке труда обстановка вполне стабильная и, можно сказать, спокойная. Например, в агропромышленном секторе сейчас, в связи с уборочными работами на полях, идет сезонный набор работников, чтобы быстрее собрать и сохранить плоды крестьянского труда.
РАЗ УЖ ПАЛИЙ сам коснулся сельскохозяйственной темы, мы поинтересовались, как вообще обстоят дела на селе? Чего можно ожидать в агропромышленном производстве в ближайшее время? То есть, проще говоря, какие виды на урожай?
На этот вопрос руководитель нашего муниципалитета ответил со сдержанным оптимизмом. То есть по всем параметрам можно ожидать высоких показателей урожайности и качества зерна, корнеплодов, овощей и фруктов. Но ведь природа – вещь, несмотря ни на какие радужные прогнозы, малопредсказуемая и капризная. Особенно в смысле погоды. В прошлом году, например, тоже прочили большой урожай. Но из-за дождей и ветров многие колосовые полегли и потеряли зерно. Оттого некоторые поля даже поздней осенью выглядели словно вновь засеянные из-за проросшей невовремя пшеницы и ячменя. Так что, говоря о будущем урожае, лучше сначала по дереву трижды постучать от сглаза. Словом, потом сочтемся славою, когда хлеб будет в закромах.
А ЗАМЕТИЛ ли глава района, как значительно сократилось на кубанских дорогах количество пришлой зерноуборочной техники, которая массово появлялась здесь в прошлые годы в начале лета?
Да, заметил. И существенное сокращение этой сезонной «интервенции» связано, прежде всего, с ростом технической вооруженности наших фермерских хозяйств, не говоря уже о крупных аграрных предприятиях в районе. Вообще машинно-тракторный парк наших аграриев сейчас на очень высоком уровне, что позволяет быть максимально независимым и оперативным в строках тех или иных полевых работ. Что, в свою очередь, является залогом успеха, залогом высоких и качественных урожаев. Об этом вам скажет любой мало-мальски смыслящий в сельском хозяйстве человек. Не говоря уже о ведущих ученых КНИИСХа, на поля которого ежегодно вывозит для выучки всех глав района губернатор В.И. Кондратьев. Это весьма полезное мероприятие, если учесть разнообразное, не всегда специализированное сельскохозяйственное базовое образование руководителей всех кубанских муниципалитетов. Это помогает им лучше понимать все нужды и чаяния земледельцев на местах.
РАССУЖДАЯ о нынешней высокой энерговооруженности нашего крестьянства, Палий заметил, что многие из аграриев стали отдавать предпочтение нашей технике, отечественным зерноуборочным комбайнам, навесному оборудованию, средствам внесения удобрения и тому подобному. Причем они не скупятся, понимая, что, например, хорошим, пусть недешевым, но современным «умным» трактором можно столько вспахать-взборонить, что даже нескольким старым будет не под силу. А чтобы управлять такой техникой, нужна строгая производственная дисциплина, основательные знания и навыки. Просто крутить баранку или двигать рычагами как прежде – не выйдет. Ведь при точной обработке почвы сейчас даже спутниковая навигация применяется. Это не быкам, как говорится, хвосты крутить. То есть кадры, умелые, грамотные кадры и в сельском хозяйстве сейчас решают все. Значит, профессиональная престижность и, соответственно, материальная обеспеченность современного сельского механизатора, точнее, оператора сельхозтехники, тоже вырастает в разы.
Рассуждая о современном сельском труде, мы с главой района пришли к выводу, что сельский труд все больше и больше становится системным, планомерным, не подверженным влиянию отдельно взятого условного крестьянина. Работа в поле или саду все больше и больше походит на строгий, заранее просчитанный и выверенный процесс производства. Даже с учетом неизбежных форс-мажорных издержек и поправок на пока неуправляемую погоду.
Вспомните, например, как начинались и шли в прошлом битвы за урожай. Битвы без всяких кавычек: с напряжением всех технических и физических сил, с пропотевшими насквозь от зноя рубахами, с красными от бессонницы и горячей пыли глазами комбайнеров. А сейчас? Выедет на хлебное поле, даже под вечер, если погода шепчет, главный агроном, помнет задумчиво в руках колос, попробует на зуб зерно, отвезет в лабораторию и спокойно потом скажет по мобильнику: «Пора». И все приготовленные заранее силы закрутятся, поедут в комфортной прохладе чистеньких комбайновых кабин с кондиционером.
Или взять обработку полей, что и раньше вели с воздуха, но само по себе было величайшим прогрессом на селе. Организация ВПП, заправки топливом, средствами защиты растений, капризы и законные требования пилотов, ограничения по безопасной высоте и оттого неизбежные огрехи в опылении. Словом, сплошная морока.
А сейчас? То тут, то там все чаще можно увидеть выехавшего на край своего поля фермера с дроном в кузове грузовичка. Коптер уже заранее запрограммирован по точным границам земельного надела и работает над ним почти без участия человека. Четко, быстро, в максимально короткие сроки. Система, одним словом.
СЛЕДУЮЩЕЙ темой в беседе была социальная сфера. Вернее, выполнение социально значимых проектов, на разработку которых из районного бюджета своевременно выделялись необходимые средства.
Все плановые работы по ежегодному летнему ремонту школьных помещений в районе начали вовремя, сразу же после особого режима проведения выпускных экзаменов.
Там, где необходимо, будут ремонтироваться кровли, пищеблоки, классные комнаты и так далее. Идут также ремонтные работы сельских Домов культуры. Так, приступили к отделке ДК в Поселковом поселении. По окончании работ подрядчики перебазируются и приступят к ремонту клуба в Дербентском поселении.
НЕПЛОХИМИ темпами продвигается обустройство парковых зон по нацпроекту «Формирования комфортной городской среды», которая касается и наших поселений. Так, в станице Медведовской выполнено уже более половины работ в новом парке. Вполне вероятно, что он будет открыт уже в день празднования 95-летия нашего района.
Работы по благоустройству парка в Роговской тоже перевалили свой «экватор» и неуклонно продвигаются к окончанию в намеченные сроки.
Неплохо обстоят дела и со строительством новых фельдшерско-акушерских пунктов. Например, в поселке Октябрьском после обустройства так называемой плиты основания уже приступили к монтажу конструкций модульного здания. То же самое происходит сейчас и в хуторе Большевик, где ждут поставки монтажных конструкций.
На вопрос, как обстоят дела с проектированием нового детского сада в Новокорсунской, А.В. Палий сказал, что эти работы находятся на завершающей стадии. Он также заметил, что ни о какой «заморозке» осуществления проектов и запланированных работ в связи с объективными сложностями нынешнего периода речи не идет. Во всяком случае, пока. И это благодаря своевременной реакции правительства на изменения в расчетах строительных смет, организации закупки материалов, в замене комплектующих, вызванных санкционными ограничениями на импорт.
Конечно, все трудности и препятствия сразу учесть и предусмотреть сложно. Поэтому руководству района приходится постоянно на них реагировать, координировать работу со смежниками и подрядчиками. Палий не стал скрывать, что возросшие цены на материалы оказывают определенное влияние на стоимость возводимых и запланированных к строительству объектов. Поэтому администрация и депутатский корпус Тимашевского района по мере необходимости вносят корректировки, чтобы деятельность в данном направлении не прекращалась ни на день.
СЛЕДУЮЩАЯ серия вопросов главе Тимашевского района касалась одной из самых актуальных для тимашевцев тем: дорожном строительстве. И, в первую очередь, о так называемом северном автомобильном обходе.
Особо нового о нем, как оказалось, сказать нечего. Строительство идет: планомерно, по намеченному плану. Из заметных его вех – почти законченный монтаж мостовых конструкций на Кирпилях. Через реку, кстати, уже можно переехать по так называемому рабочему вспомогательному мосту.
Да, может быть, сроки сдачи всего объекта, то есть всех дорожных конструкций и самой автострады на северном обходе могут несколько отодвинуться. Но пока работы проходят по графику, без сбоев и срывов.
От себя в этой связи добавим, что возникающие сейчас трудности в разных областях экономики, в том числе и дорожном строительстве вполне понятны и оправданы сложностью положения, в которое нас не прекращают загонять многочисленные западные «партнеры». Напротив, было бы наивным и даже глупым надеяться, что, мол, война войной, а обед по расписанию. То есть пусть государство ежедневно вынужденно тратит миллиарды на военные расходы, а нам вынь да положь дорогу к обещанному сроку. Согласитесь: так не бывает. Ведь любая война, даже праведная, справедливая – вещь не только кровавая и страшная, но и сверхдорогая, требующая терпения и жертвенности.
НУ, ДА ЛАДНО. Едем, как говорится, дальше. Скажите, Андрей Владимирович, а когда мы, тимашевские водители, вновь по пути в Краснодар начнем испытывать неизбежные неудобства и ограничения… в связи с продолжением реконструкции автотрассы до краевого центра? Мы готовы потерпеть, лишь бы ехать с ветерком, как едем сейчас от райцентра мимо Медведовской по шикарному шоссе до самой границы района. Проще говоря, будет ли продолжение строительства дороги, или его отложили до лучших времен?
Мы понимаем, что по нынешним сложным временам, когда все вокруг стремительно меняется, даже такой осведомленной персоне, как глава района, ответить на данный вопрос с однозначной уверенностью не просто. Но Палий очень надеется, что к концу года закончится проектирование очередного участка реконструкции автотрассы от южной границы Тимашевского района до станицы Новотитаровской, где она пересечется в свою очередь со строящимся сейчас так называемым дальним западным обходом г. Краснодара. По логике после этого проектирования и начнется следующий этап реконструкции. Во всяком случае, так говорили дорожники кубанскому губернатору во время его относительно недавнего визита на границу Тимашевского и Динского районов для детального осмотра запущенного в эксплуатацию нашего участка новой четырехполосной автотрассы.
КСТАТИ, редакции удалось заполучить оттуда «инсайдерское» изображение (на снимке) проекта новой автодороги от границ нашего района до Новотитаровской. Так будем надеяться, что все получится, и мы через три-четыре года будем ездить до краевого центра быстро и без помех.
Но Краснодар Краснодаром, северный обход и все такое, но главу нашего района не меньше, а, похоже, даже больше волнует проблема так называемого ахтарского железнодорожного переезда в Тимашевске. Там в часы пик, особенно летом, у северо-западной границы города образуются гигантские автомобильные заторы. Они не только жгут нервы и время горожан, живущих за нашим крупным железнодорожным узлом, но и объективно вредят всей тимашевской промзоне, чей персонал вынужден добираться с большим трудом к месту работы.
Пространные речи о том, что пора, наконец, решить данную проблему, ведутся с попеременным успехом еще с конца прошлого века. Но конкретные действия начали предпринимать все-таки нынешние управленческие команды города и района. Более того, пользуясь случаем, наш Андрей Палий на той встрече с губернатором у новой дороги, как говорится, закинул удочку на счет краевой помощи в строительстве нового переезда в сторону Славянска и Ахтарей. И Вениамин Иванович Кондратьев, похоже, проникся тимашевскими дорожными страданиями, поручил специалистам подготовить конкретные предложения по решению данной проблемы.
ТЕПЕРЬ, когда закончится уборочная кампания, глава района намерен вплотную заняться согласованием позиций с РЖД. Несмотря на то, что проблема переезда в большей степени докучает тимашевцам, руководство путейцев открыто к сотрудничеству, обещая помочь нашим специалистам более точно и чётко просчитать все возможные варианты новой развязки.
В связи с перспективами новых дорожных развязок у северо-западной окраины Тимашевска, мы не могли в конце нашей беседы с А.В. Палием не спросить, что он думает о перспективах возрождения чудом выжившей в лихие 90-е железнодорожной ветки от нашей станции до Приморско-Ахтарска. Ведь сейчас, после освобождения Мариуполя и Бердянска, эта дорога может приобрести особую значимость в транспортном сообщении Новороссии с Кубанью и со всем Северным Кавказом.
Андрей Владимирович, не забегая вперед, по этому поводу высказал свое личное мнение экономиста: это железнодорожное направление нужно всемерно развивать. Если увеличится грузопоток в сторону ахтарского порта, который также нужно возродить и реконструировать, то это будет очень выгодно не только для всей страны, края в целом и соседнего Приморско-Ахтарска в частности, но и для нас. Ведь тимашевцы живут в уникальном месте сосредоточения автомобильных и железнодорожных артерий, которые сулят бурное развитие промышленного и сельскохозяйственного потенциалов нашего славного района, что уже скоро отпразднует свой 95-летний юбилей.
Автор Александр МИРОНЧУК.