ТИМАШЕВСК – КИСЛОВОДСК – ТИМАШЕВСК
Согласитесь, что прожить всю жизнь на Кубани и не побывать на знаменитых Кавминводах, – это как бы даже неприлично по нынешним временам. Тем более что многие мои убеленные сединами друзья и знакомые чуть ли не каждую осень уезжают туда на пару недель набраться здоровья и умиротворения перед нашей слякотной, противной зимой. Да что там об том говорить, если мои, далеко небогатые, ныне покойные родители во времена своей молодости пару раз позволили себе в межсезонье съездить в Кисловодск или Железногорск, привезя оттуда на память смешные плоские кружки с дырочками на ручках для неспешного смакования целебного нарзана. А еще помню привезенного кем-то из них фосфорную статуэтку пятигорского орла, загадочно светящегося по ночам с полки серванта и навевающего самые невероятные мои детские фантазии.
Словом, мечта сгонять в те края была давнишней, но все как-то не складывалось из-за повседневной текучки, житейских забот и обстоятельств, которыми мы часто и просто оправдываем лень или прижимистость. Хотя доехать на легковушке туда от Тимашевска можно всего часов за пять, ну, может, шесть от силы, если погода плохая. Да и по деньгам такое путешествие дней на пять с бензином, едой и ночлегом вполне приемлемо, если не шиковать. И вообще, сколько там той жизни осталось на пенсии, чтобы «экономить» ее на диване перед телевизором? Ведь в прошлом году, поднакопив маленько, сумел даже на Курилы слетать. Надеюсь, читатели помнят, что я даже путевые заметки напечатал в газете. Потом разослал их родным и друзьям своей молодости. А в ответ одна из близких по духу курильских семей вдруг в начале весны сообщила, что окончательно перебралась на жительство в Кисловодск. И приглашает разделить с ними восторг по этому поводу, наслаждаясь тишиной, чистейшим горным воздухом и курортным покоем.
Ну, как тут не согласиться, воспользовавшись длинными майскими праздничными выходными? Решено. Едем.
Сборы были не долги: еды дня на три, теплые пледы, бензина полный бак, гостинцы друзьям – и вперед! Не стали даже вставать на рассвете. Выспались с женой, спокойно перекусили на дорожку, сдали домашнюю живность под опеку добрых соседей и поехали в сторону Кореновска. А далее через Кирпильскую, Ладожскую, Тбилисскую до Кропоткина на федеральную автотрассу «Кавказ». Чтобы по ней безостановочно катить мимо Армавира, через Невинномысск до поворота у Минеральных Вод на Железноводск и финишировать уже у въезда в Кисловодск, где нас и встретил курильский друг Борис.
Чтобы ничего не пропустить, несколько слов о самой дороге и ее окрестностях. Во-первых, в который раз греет душу наша родная, тихая речка Кирпили, что даже в ее верховьях, за 60 верст от нас, весьма полноводна и живописна.
Во-вторых, порадовала глаз своей красотой многокилометровая липовая аллея, обрамляющая дорогу между хутором Новоивановским и селом Новоукраинским по пути к федеральной трассе «Кавказ». Чистая, ухоженная, с приличным асфальтом. Ехать – одно удовольствие. Чего не скажешь о самой федералке, вернее, о некоторых ее участках в сезонных, образовавшихся за зиму выбоинах и трещинах. Вроде бы уже весна скоро закончится, а дорожники что-то не спешат с ремонтом.
Хотя, если честно, дорога на Кавказ в целом нормальная: две полосы в каждую сторону, много автозаправок, мало ограничений, не считая с десяток светофоров в окрестностях Армавира и Невинномысска. Короче, ехать можно, если не гнать и внимательно следить за выбоинами.
А вот с погодой 7 мая нам явно не повезло. Начиная от Кропоткина и до самого конца пути на моей машине «дворники» едва успевали сгребать с лобового стекла небесную влагу и брызги из-под встречных и попутных колес. Да и температура за бортом была явно не весенней. Когда у Минвод в шестом часу вечера сворачивали в сторону Кисловодска, датчик температуры показал всего пять градусов тепла.
Несмотря на то, что после шести часов за рулем нас с женой слегка покачивало, за праздничным столом по случаю долгожданной встречи мы с Борисом и его супругой Машей, моей, кстати, коллегой по районной газете «На рубеже», засиделись чуть ли не до полуночи. Вспоминали наше островное житье, общих друзей, делились семейными новостями. В общем, как и положено у курильчан, среди каких бывших не бывает, душевно общались. А уже утром Борис повез нас для ознакомительной прогулки в самый большой европейский, если местные гиды не привирают, курортный рукотворный парк «Кисловодский» площадью аж в 966 гектаров.
Перечислять все его достопримечательности – дело долгое и неблагодарное. Одних только каскадных лестниц, беседок, мостиков, павильонов, бюветов и других рукотворных архитектурных памятников и скульптурных форм, замечательной красоты фонтанов разных времен здесь десятки, если не сотни. Это не считая разного рода природных гротов, красивых скал и рукотворных ландшафтных планировок, поддерживающихся в их первозданном виде. Одна «Долина Роз» чего стоит, где постоянно бродит праздная, вдыхающая полной грудью лесные ароматы, публика. Для нее по территории парка проложены крутые и пологие дорожки так называемых терренкуров разной сложности и протяженности. На них с начала прошлого уже века каждый курортник, соизмеряясь со своей физической формой, может заняться лечебной ходьбой. Мы, например, неспешно прошагали по семикилометровому маршруту. И этого было вполне достаточно, чтобы по приезде домой рухнуть на пару часов в кровать и уже вечером побродить по центру города.
Знакомство с архитектурными памятниками начали со знаменитой Колоннады у центрального входа в национальный Кисловодский парк. Здесь полным-полно рекламных тумбочек, откуда агенты турфирм зазывают отдыхающих на разные экскурсии не только по Кисловодску, но и всем окрестным городам Кавминвод, а также в Приэльбрусье, куда мы решили съездить на следующий день. Купив билеты на комфортабельный автобус, что заберет нас прямо у дома, мы неспешно ступили на Курортный бульвар – центр сосредоточения всей праздной публики, приехавшей сюда за здоровьем и отдыхом. Здесь, в начале бульвара, расположена знаменитая нарзанная галерея. Под ее сводами расположена череда «водоразборных» кранов с тремя видами минеральной воды: доломитный, сульфатный и так называемый общий нарзан, лечащей разного рода колиты, гастриты, холециститы, язвы пищеварительных органов и еще много-много других хворей.
Несмотря на пугающе сложный химсостав, водичка оказалась довольно вкусной, слегка кисловатой и газированной. Как уверяют: от растворенной в ней природной углекислоты. Потому и название города такое.
А дальше, в сторону железнодорожного вокзала, бульвар с двух сторон как бы обрамляют старинные здания начала прошлого и даже конца позапрошлого века с характерной внешностью архитектурной моды тех давних времен. Например, здание Главных нарзанных ванн (на снимке), построенное в 1903 году к 100-летнему юбилею Кисловодского курорта. Говорят, что оно в период постперестроечной разрухи стояло в неприглядном виде. Но после неофициального визита в Кисловодск в 2015 году Валентины Матвиенко, устроившей хороший нагоняй курорт-ному начальству и местным властям, все чудесным образом изменилось. Говорят, что после из федеральной казны в Кисловодск поступили немалые средства, благодаря чему город стал превращаться в настоящую жемчужину Кавминвод. В первую очередь были реставрированы, буквально вылизаны до блеска шедевры русского и советского зодчества. И теперь даже если что-то и строится в центре города, то в едином стиле, не диссонирующем с общим архитектурным городским ансамблем. Например, как здание четырехзвездного отеля «Венеция» (на снимке).
На Курортном бульваре масса цветников, мемориалов и памятников. Например, скульптура сестры милосердия, олицетворяющая медиков Великой Отечественной войны, выхаживавших здесь тысячи раненых бойцов (на снимке).
Если пройти дальше, то дорога приведет к непривычно тихому железнодорожному вокзалу. Может быть потому, что здесь конечная остановка поездов, везущих курортников со всей России. Рассказывают, что именно благодаря проложенной сюда в конце 19 века стальной магистрали, Кавминводы пережили бурное развитие. Ведь до того времени на Кавказские минеральные воды и обратно, домой, даже дворянской знати приходилось добираться на перекладных чуть ли не месяцами.
Если идти дальше, мимо вокзала, вверх, то можно увидеть старинную дачу, где любил отдыхать с семьей знаменитый русский бас Федор Шаляпин, где сейчас располагается музыкальный музей. А чуть дальше у дороги высится памятник А. Солженицыну, проживавшему в детстве в одном из кисловодских домов.
Как ни парадоксально, следующим на нашем пути памятником был огромный обелиск Ф.Э. Дзержинскому, народному комиссару и председателю ВЧК, которого так не любил Солженицын.
Но на этом кисловодские исторические парадоксы не заканчиваются. Буквально через квартал мы вышли на проспект Ленина, где высится знаменитая своими вычурными формами, так называемая дача Кшесинской. Во всяком случае, так то здание называется в многочисленных кисловодских путеводителях. Рядом с ним, на тротуаре даже бронзовая фигура знаменитой балерины, облаченной в настоящее платье из ажурной ткани, стоит. Только вот на табличке написано, что сейчас это дача Брынцалова. Помните такого знаменитого буржуя перестроечных времен? То есть сейчас апартаменты капиталиста высятся на проспекте имени вождя мирового пролетариата…
(Продолжение следует)
Автор Александр МИРОНЧУК.