(Хроника одного из обычных дней заместителя мэра Тимашевска АНДРЕЯ САМАРИНА)
В медицине есть специфический, восходящий к древней латыни термин – «ургентный», обозначающий срочность, неотложность действий. Например, немедленного оперативного вмешательства, когда речь идет о спасении человека. Поэтому хирургу с назначенными ургентными сутками нужно быть готовым к тому, что даже среди ночи его могут выдернуть из постели, чтобы помочь дежурящим в больнице коллегам кого-то вытащить с того света.
Это можно сказать и о других дежурных сотрудниках разных экстренных служб. Но то дежурство: отстоял – и свободен, как говорится, на все четыре стороны. А если ургентность – стиль профессиональной жизни, предполагающий постоянную готовность куда-то лично ехать и лично вмешиваться в решение сложных, безотлагательных задач?..
Согласитесь, что такое под силу не всякому. И к этим немногочисленным «невсяким» можно уверенно причислить Андрея Сергеевича Самарина, заместителя главы Тимашевского городского поселения по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, ГО и ЧС.
Вообще-то его обычный рабочий день, как правило, начинается с объезда и осмотра территории райцентра. Но бывают исключения. Дежурные оперативного центра знают, что Самарин, если произошло ЧП, даже под утро быстро поднимет трубку телефона. Он все время на связи.
А если нужно, то и сам немедленно прибудет на место аварии, чтобы участвовать в устранении неприятных последствий: порывов трубопроводов или электролиний, заторов в ливневках или канализационных коллекторах. Сейчас, с наступлением холодов, это очень актуально. Потому что горожане в осенне-зимний период очень болезненно реагируют на холод или темноту в жилищах во время ранних сумерек и промозглой погоды за окном.
Но это в экстренных ситуациях, от которых, увы, не застрахованы даже столичные муниципалитеты, не говоря уже о провинции. Например, на днях вся страна наблюдала за обледеневшим Владивостоком, до сих пор мающегося без света.
Понятно, что со стихией не поспоришь, но наша мэрия старается быть во всеоружии. Андрей Сергеевич рассказал, что уже готовится запас песко-соляной смеси для тротуаров, если случится гололед. А за состоянием дорог будет следить бизнес, победивший в торгах, когда эта статья готовилась к печати.
Но вернемся к началу рабочего дня заместителя мэра Самарина. Обычно, он планирует тщательно осмотреть один из микрорайонов города, чтобы иметь полное представление о текущем состоянии данной территории: исправности дорог и тротуаров, освещения, озеленения, целостности детских площадок, фасадов домов, контейнерных площадок. И еще многого другого, что мы называем исчерпывающе емким словом БЛАГОУСТРОЙСТВО.
По большому счету главная задача тимашевской мэрии, как, впрочем, и всех остальных местных администраций, и состоит в обеспечении достойного уровня благоустройства всех общественно значимых территорий населенных пунктов. Чтобы понять важность комфортной среды для современного горожанина, достаточно взглянуть на местные странички популярных социальных сетей. Чаще всего там жалуются именно на погасшие уличные фонари, на плохой тротуар или проезжую часть улицы, на нехватку или поломку детских площадок. Словом, на все, чего не хватает для удобства в нашей повседневной жизни. Может быть, нескончаемой чередой проблем в сфере благоустройства и объясняют самый большой сектор, руководимый А.С. Самариным, с которым ваш корреспондент и выехал в один из дней на утренний объезд Тимашевска. В последний момент к нам присоединился и сам градоначальник, Николай Николаевич Панин, выкроивший время в своем плотном графике, чтобы ещё раз лично взглянуть на некоторые строящиеся объекты.
Что мне нравится в этих еще молодых, но уже зрелых управленцах, амбициозных, и при этом не «забуревших» на своих высоких должностях, – так это не остывший «юношеский» азарт в решении насущных проблем. Пока мы выруливали на авторазвязке в сторону Индустриального, пересеклись с тяжелым КРАЗом с большой гидравлической «мехрукой», увенчанной рядом дисковых пил. Мэр Панин с замом Самариным тут же начали выяснять, кому принадлежит этот очень полезный, даже уникальный для обрезки деревьев многоколесный монстр. Все для того, чтобы в ближайшую пятницу привлечь его к работе по наведению порядка в лесополосе у дороги, ведущей на бывшее 2-е отделения совхоза «Тимашевец». Или попросту Шанхай, как именует его народ за отдаленность и другие «качества».
Вызвонили, навели справки, узнали и уговорили владельца чудо-техники на сотрудничество. И, как мне показалось, получили от стремительного процесса достижения нужного результата настоящий кайф. Может быть, от того, что их все знают, все уважают и что с их мнением считаются. Почему? Да потому, что просили содействия не лично себе, а жителям маленькой, далекой окраины Тимашевска и, значит, всему городу, за который они отвечают.
В Индустриальном свернули на улицу Гоголя, где от перекрестка с центральной Рабочей сейчас идет строительство нового тротуара. В том смысле, что на месте древнего, пришедшего в полную негодность, готовят замену из асфальта, огражденного мощными бордюрами. Ведь пешеходам, среди которых много школьников, приходилось здесь пробираться домой или в центр микрорайона прямо по дороге. Хорошо, конечно, что проезжую часть здесь покрыли асфальтом. Но все равно идти по ней опасно из-за местных лихачей, раньше сдерживаемых хроническими ямами и ухабами.
Короче, тротуар здесь очень нужен, о нем не раз местный люд просил и мэрию, и ТОС, и местных депутатов. Теперь данная проблема уйдет в прошлое. Вернее, большая ее часть, так как тротуар с бетонными бордюрами пока проложат до улицы Белинского. А в следующем году, когда задействуют новый бюджет, его проложат до последней автобусной остановки, что в конце улицы.
И о новом тротуаре на улице Белинского мэрия тоже обещает не забыть в следующем году. Вот такие прекрасные новости.
Кстати, об остановке! Панин и Самарин сказали мне, местному депутату, живущему в данном микрорайоне, что в конце «четверочного» маршрута на перекрестке улиц Любивого и Гоголя планируется установка нового павильона для пассажиров. В общем, уезжал я на заднем сидении служебной машины заместителя мэра в великолепном настроении.
Далее наш маршрут пролегал до улицы Выборной, где также вовсю идет строительство нового тротуара. Из-за хронической транспортной перегруженности нынешней обводной дороги, часть машин, экономя время, старается обогнать плотный автопоток именно по этой улице. Выборная, между прочим, в прошлом веке, до создания соседней промзоны, являлась основной дорогой для выезда из станицы и объездным путем редкого в те времена транзитного транспорта.
Время изменилось, а заодно нагрузки и скорости на трассах. Чтобы максимально обезопасить пешеходов, пробирающихся сейчас домой или на работу по асфальту проезжей части, на Выборной мэрия начала строить тротуар. Теперь многим рабочим промзоны, спешащим на смену через железную дорогу по пешеходному мосту, будет удобно выходить прямо к асфальтированной пешеходной дорожке. Это же можно сказать и о местных учениках. Их путь в школу станет безопаснее и комфортнее.
Кстати, новые тротуары на Гоголя и Выборной – значимая, но далеко не полная часть благоустроительных работ, завершаемых в нынешнем году по заказу Тимашевской городской администрации. Пока мы ехали назад в сторону администрации, мэр и его заместитель то и дело обращали мое внимание на новые или обновленные детали городского экстерьера. Например, на облагороженный пешеходный перекресток улиц Пионерской и Ковалева, где тоже асфальт, окантованный бетонными бордюрами. Я это к тому, что в соцсетях часто и густо пишут, как в нашем Тимашевске то тут, то там срочно, позарез нужен новый тротуар. И пеняют на это, конечно, городским чиновникам.
С одной стороны, людей можно понять: слякоть, кочки и ухабы на пути никому не нравятся. Но с другой стороны, и нынешних руководителей мэрии, трясущихся над каждым бюджетным рублем, можно понять. Был бы денег вагон – строили бы везде и сразу. А пока приходится, как говорится, «протягивать ножки по одежке».
Я, может, на счет «трясущихся» малость подзагнул, но то, что казенные деньги команда нынешнего мэра не расшвыривает бездумно – это точно. Самарин, к примеру, с плохо скрываемой гордостью обронил, что тот новый тротуар, что на улице Гоголя, строится на сэкономленные средства.
А когда ему позвонили из краевого министерства и сообщили отличную новость о планах выделения Тимашевску солидного финансирования в рамках одной из целевых региональных программ, Андрей Сергеевич прямо-таки расцвел в улыбке и устных благодарностях за хорошую новость. Какую? А вот не скажу, чтобы не сглазить! Но обещаю, что, когда все официально подпишется и проштампуется гербовой печатью, – читатели «Антиспрута» об этом узнают в числе первых.
Но, если серьезно, к участию в краевых целевых программах городское ведомство, возглавляемое А.С. Самариным, относится самым внимательным образом. Ведь благодаря этой системе финансирования значимых социальных объектов нашему городу удается начинать осуществление самых больших и дорогостоящих инфраструктурных проектов: дорог, водопроводов, канализационных систем, осветительных сетей и многого другого полезного. При этом львиную долю расходов на строительство или реконструкцию берет краевой бюджет. За городом же остается лишь небольшая толика финансов, но главное – вовремя проработанный до мелочей проект и неукоснительное его воплощение на местности. Как раз за этим и должны следить городские специалисты и, в первую очередь, сам Самарин. Иначе можно, грубо говоря, прошляпить дело. И краевые деньги уйдут более расторопным, более компетентным «конкурентам» из других кубанских муниципалитетов.
Нельзя сбрасывать со счетов и личные пробивные качества руководителя, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и все благоустройство райцентра. Порой семь потов сойдет, к примеру, пока ему удастся убедить министерских чиновников, что именно тимашевским улицам, страдающим от громадного давления транзитного транспорта со всей России, нужна срочная помощь в ремонте. И таких примеров в деловой карьере Андрея Сергеевича предостаточно.
Однако спустимся из горних министерских высот на землю, то есть в служебный кабинет Самарина, в котором с самого утра двери не успевают закрываться. Вот специалист докладывает заместителю градоначальника, как осуществляется контроль профилактического масочного режима в городских маршрутках. В целом дела обстоят неплохо: народ понимает, что нужно беречь не только себя, но и окружающих. А если кто и забудет впопыхах надеть повязку, то пассажиры, как правило, сами тому об этом напомнят. Иначе автобус не тронется с места.
Раньше, правда, встречались отдельные любители качать права, заявляющие, что нет такого закона про маски, нет официально объявленного чрезвычайного положения, когда все должны беспрекословно подчиняться. Но когда фирма-перевозчик наняла двух дюжих контролеров, один вид которых говорит сам за себя, доморощенные правдорубы заметно поутихли. Но, увы, не все. Самарину доложили, что вчера одна дама, прихватив из дома чуть ли не все кодексы с Конституцией, полчаса «компостировала мозги» водителю, контролеру и всем пассажирам автобуса, пока ее убеждали надеть маску и не задерживать отправление. В конце концов, вдоволь нахайповавшись, тетка соблаговолила извлечь припрятанную маску и, выполнив правило, спокойно поехала по своим делам.
Выслушав сотрудника, зам. мэра по вопросам ЖКХ, строительства и транспорта потребовал четкого выполнения дезинфекции общественного транспорта по утвержденному графику. Было заметно, что к вопросам профилактики опасного заболевания он относится не как к нудной формальности, а со всей серьезностью и верой, что противоковидные меры действительно могут сохранить здоровье, а, может быть, и жизни нашим горожанам. Ведь коронавирус – не шутки и не выдумка, как еще недавно считали некоторые упертные граждане.
Ну, и что скажут на это отдельные «товарищи», скулящие в своих инстаграмах про, якобы, ленивых муниципальных клерков, от сих до сих просиживающих штаны за нехилую зарплату?
Когда, собираясь описать читателям, хотя бы в общих чертах, чем занимается самый крупный и самый значимый, по-моему, отдел мэрии, даже не предполагал, что для этого нужно сесть в уголке служебного кабинета заместителя мэра А.С. Самарина и просто слушать. Слушать и записывать, о чем говорят и что решают он и его сотрудники на протяжении хотя бы пары рабочих часов. И материала наберется, как говорят старые репортеры, на целый газетный разворот. Ну, что? Попробуем?
Итак, первый звонок Самарина был в АТЭК с просьбой проверить автоматический температурный датчик, который в зависимости от погоды за окном регулирует подачу горячей воды в систему отопления. На улице, вроде потеплело, но сотрудники, особенно женщины, начали зябнуть.
Ах, да! Еще нужно согласовать с бригадой сварщиков день, когда безпроблемно или хотя бы с наименьшими издержками переподключить ввод теплотрассы к прежнему и вновь строящемуся корпусу школы в поселке сахарного завода. Понятно, что тот объект районного и даже краевого уровня. Однако и город вносит свою посильную лепту в осуществление губернаторского задания по возведению современного учебного заведения.
Следующим был сотрудник мэрии, доложивший, как завершается документальное оформление новой ветки газопровода и так называемого «шкафника» на улице Поселковой, что в Индустриальном микрорайоне. Там застройщики в свое время создали кооператив, подготовили проект будущего газопровода и вместе с собранными средствами передали его в ведение мэрии, организовавшей его строительство. Жители очень надеются, что все формальности с помощью городской администрации будут вскоре выполнены, и долгожданный газ придет в их дома уже к Новому году.
Следующим делом была некая замена больших водяных баков. Один, прохудившийся, нужно было с помощью грузовика с манипулятором забрать с территории детского сада и поменять на новый, какой нужно было еще погрузить и привезти с другой базы. И чтобы «дважды не вставать», заодно тем же манипулятором надо переставить на несколько метров бетонную контейнерную площадку под мусоросборники.
Все эта дистанционная «рокировка» была проведена между делом и просмотром кипы служебных бумаг с помощью мобильного телефона.
Затем в кабинет зама с благодарной улыбкой впорхнула представительница одной из школ, забравшая согласованный с дорожной полицией маршрут школьного автобуса.
А продолжением транспортной темы стал визит сотрудника городского спасотряда. Командир отрядил его в мэрию за ключами от дизельного штабного автобуса на базе ГАЗели, поступившего недавно в распоряжение города. Теперь он будет находиться в оперативном подчинении и непосредственной близости к спасателям на их базе.
При этом Самарин напомнил, чтобы свободные от дежурства спасатели приняли посильное участие в обеззараживании детских площадок и других общественных мест.
К дезинфекции, по его словам, подключаются также и управляющие компании, попросившие мэрию снабдить их соответствующими растворами для обработки подъездов многоквартирных домов. Ими же дорожная машина обрабатывает территорию, прилегающую к рынку, где проходят ярмарки выходного дня.
Входящий звонок от энергетиков. Сообщают об очередном вынужденном отключении электричества на некоторых улицах. Информация тут же переадресовывается в информационный центр мэрии, чтобы через местные соцсети, прессу и ТОСы предупредить об этом население.
Как-то неожиданно всплыла тема капремонта многоквартирных жилых зданий. Андрей Сергеевич признался, что с большим облегчением вздохнул, когда данную тему официально, по закону убрали из перечня обязанностей возглавляемого им городского сектора. Казалось бы, всё: теперь только рыночные отношения. А значит, никакого посредничества местной власти между владельцами квартир в многоэтажках, фондом капремонта и подрядными ремонтными организациями. Словом, гора с плеч! Но ведь люди-то наши, родные, тимашевские. А потому мэрии до сих пор приходится помогать им и советом, и своим авторитетом.
На этом наше приблизительное, контурное описание всего лишь части рабочего дня первого заместителя мэра можно закончить, даже опуская две трети увиденных мною его дел и хлопот. Ну, например, беседу со, скажем так, не совсем понятной пожилой, одинокой женщиной, какая в «надцатый» раз приходит к Самарину плакаться о якобы странном, не дающем ей спокойно спать шуме в стенах. Не помог даже демонтаж старой, давно заброшенной и потому совершенно пустой водопроводной трубы, произведенный по команде из мэрии после первых жалоб.
Другой бы давно вспылил и выставил просительницу из кабинета. А Самарин, когда я потихоньку от него уходил, только грустно кивнул вслед и, подперев голову рукой, продолжил терпеливо слушать стенания странной посетительницы.
Ну, что к этому добавить? Разве что сил и терпения ему пожелать.
Полагаю, главе Тимашевска с такими заместителями, как Самарин, по плечу все амбициозные задачи мэрии, запланированные не только на следующий год, но и на более отдалённую перспективу. А что конкретно планирует администрация города, мы расспросим у Н.Н. Панина на его предновогодней пресс-конференции. И – обязательно расскажем своим читателям.
Автор Александр МИРОНЧУК.
Фото автора.
PS. Пока верстался этот номер, произошли некоторые кадровые изменения. Подробности читайте в следующем номере газеты «Антиспрут».