ПЕРВАЯ ВО ВСЁМ И ВСЕГДА

0
57

К 125-летию школы №1 г. Тимашевска

Писать о значимых для множества людей юбилеях – легко и приятно. Тем более, если речь идет о 125-летии родной моей тимашевской школе №1 имени Герцена, чьи стены просто пропитаны историей не только нашего провинциального городка, но и всей Кубани, всего родного Отечества, чью славу, в том числе укрепляли и множили ее знаменитые ученики. Достаточно сказать, что ее выпускниками были трое из девяти братьев легендарной на всей Руси и за ее пределами семьи Степановых, что все до единого погибли, защищая нашу Родину. Это Иван, Михаил и Павел Степановы.

Родную школу на протяжении всей ее истории своими трудовыми достижениями также прославляли выдающиеся ученые, врачи, преподаватели, конструкторы, предприниматели и юристы, имевшие честь учиться в её стенах. Среди них: ученые-академики, Герои труда Кубани братья Геннадий и Александр Романенко, член-корр РАН, знаменитый селекционер Ирина Аблова, замечательный хирург, Заслуженный врач РФ Анатолий Лысак, Заслуженный деятель культуры РСФСР Валентина Толстых, пограничный генерал-полковник Владимир Стрельцов и многие-многие другие замечательные люди, чья судьба так или иначе была связана с тимашевской школой №1 имени Герцена. Это не говоря еще о славных воинах, удостоенных высоких государственных наград за ратные подвиги. Всех не перечислишь, потому что нет в России профессий, в которых бы не преуспели «герценята». Так в моей юности называли нас, учеников самой первой в нашей станице Тимашевской казачьей школы, распахнувшей свои новые двери в самом конце 19-го, позапрошлого (!!!) уже века. Вы только вдумайтесь, прочувствуйте эту знаменательную дату!

Затем, спустя несколько десятилетий, школа, вырастая и развиваясь вместе со своими учениками и молодым советским государством, стала общеобразовательным заведением, где уже учились не только потомки казачьего сословия, но и все дети, живущие в центральной части станицы.

По данным от бывшего директора школы, Заслуженного учителя РФ, кавалера ордена «Знак Почета», Почетного гражданина Тимашевского района Всеволода Романовича Покинько, а теперь руководителя школьного музея, носящего его… имя, за свою многолетнюю историю это учебное заведение дало полное среднее образование более 7 тысячам выпускников. Среди них более 300 золотых медалистов и более 200 юношей и девушек, удостоенных серебряных медалей.

НА СНИМКЕ: директор СОШ №1 О.И. Акасевич.

Однако, в чем твердо уверен, не одними медалями и высокими достижениями своих учеников и педагогов можно измерить школьный вклад в образование и воспитание в духе патриотизма и преданности своей Родине будущих ее граждан. С этим согласна и Ольга Ивановна Акасевич, нынешний директор школы №1, с которой мы встретились накануне 125-летнего школьного юбилея. Она считает, что в нынешнее суровое для всей страны время очень важно, чтобы подрастающее поколение хорошо знало и душевно прочувствовало историю не только в общем, но и в малом, касающимся лично каждого ученика, уходящего в большую жизнь. А это история школы. Потому очень важно было обобщить, систематизировать и, главное, точно изложить в художественной форме исторические факты, касающиеся создания, развития школы имени Герцена, ее учеников и преподавателей разных эпох. Что и было сделано нашим уважаемым В.Р. Покинько в книге «Уверенный взгляд в будущее», выпуск которой одобрила и всячески поддержала Тимашевская районная администрация.

Из этой книги становится ясно, почему школа является первой не только по формальному номеру, но и по своей сути. Здесь всегда удачно сочетались незыблемые традиции в преподавании основных дисциплин с новаторским подходом в обучении школьников. Ведь недаром сюда не раз приезжали за опытом работы коллеги не только из провинциальных учебных заведений, но и крупных городов, включая столицу. Кстати, к празднованию своего юбилея школа также подошла, выражаясь современным языком, креативно, собрав вместе педагогов, учеников и родителей на совет. Было высказано много интересных идей, большинство из которых родились у самих детей. Учитывая грандиозную, не сочтите за пафос, для них дату было решено отметить ее не одномоментно, а на протяжении нескольких месяцев, приурочивая к ней разные мероприятия. Ну, чтобы запомнилось на всю жизнь.

Заканчивая эту тему, еще раз хочу подчеркнуть, какое большое значение в моей родной школе всегда придавали и придают бережному сохранению исторического наследия. Ведь сама жизнь, особенно в последнее время, стопроцентно доказала, к каким катастрофическим последствиям для многих народов и поколений может привести извращение или простое забвение своей истории.

НА СНИМКЕ: О.Ю. Дерюга, лауреат звания «Учитель года Кубани» со своими новыми первоклассниками.

Ну, а теперь о дне сегодняшнем. Что собой представляет нынешняя современная тимашевская школа №1.

Она на протяжении всей своей истории постепенно расширялась и достраивалась, превратившись в довольно большое даже по современным меркам учебное заведение, состоящее из пяти десятков учебных аудиторий, с малым и большим спортивными залами, спортивной площадкой, двумя школьными дворами и другими подсобными помещениями. Кстати, большой спортивный зал ангарного типа, где также проводятся и большие общешкольные мероприятия, с неимоверными трудностями был построен в нищие, «лихие 90-е» постперестроечные годы. Причем на внебюджетные средства, с помощью немногочисленных в то тяжелое время меценатов. Каких душевных усилий, каких нервов это стоило, сегодня, пожалуй, может рассказать лишь возглавлявший школу тогда В.Р. Покинько.

Сегодня в школе учатся 1138 мальчишек и девчонок, 106 из которых в нынешнем году впервые сели за парты. А учат их разным предметам 57 преподавателей. Всего же в школе Герцена работают 80 сотрудников, включая так называемых совместителей. Понятно, что школа – живой организм, и приведенные выше цифры могут меняться в зависимости от разных обстоятельств и нововведений.

Она по нынешним меркам достаточно оснащена современными техническими средствами, пособиями и оборудованием для учебного процесса. Конечно, хотелось бы большего, но, как говорится, нет пределов совершенству. В этом смысле Ольга Ивановна и ее коллеги надеются, что в соответствии с задачами, поставленными Президентом по оснащению школ самыми последними новинками в области образования, в недалеком будущем будут модернизированы специализированные учебные кабинеты. Например, кабинеты труда, основ безопасности и защиты Родины, которым сейчас уделяется большое внимание.

НА СНИМКЕ: на уроке труда.

Но о чем действительно больше всего мечтают ученики, преподаватели и родительская общественность школы имени Герцена, так о её коренной реконструкции. Ведь только внешне она в целом выглядит на отлично. Но годы все равно берут свое. Например, посетившая в минувшем марте школу заместитель кубанского губернатора А.А. Минькова вначале была весьма довольна тем, как выглядит, как оформлено и как содержится это здание. Ровно до тех пор, пока не подняла глаза кверху и увидела школьные потолки. Высокие, но древние, требующие не просто капитального ремонта, а полной реконструкции. Ведь простой капитальный ремонт планируется и финансируется от сих до сих, с учетом существующих с незапамятных времен размеров классных комнат, коридоров, ширины лестничных пролетов и так далее. А как быть, если, условно говоря, ширина ступеньки конца 19-го века уже не вмещает акселератов века нынешнего? Или что делать с модернизацией и приведением в соответствие САНПиН, простите, туалетных комнат, которых даже в середине прошлого века в школе не было предусмотрено совсем?

Ну, вы, надеюсь, тоже поняли, что даже суперкачественным, но стандарт-ным капитальным ремонтом здесь не обойтись. Нужна именно реконструкция, то есть глобальная модернизация школьного здания с учетом дальнейшего его развития на долгие годы вперед.

Но как ее проводить? Ведь школа – это, так сказать, непрерывное производство, слегка приостанавливающее свою деятельность на лето, чтобы освежиться перед новым учебным годом.

Наверняка будут найдены различные способы в решении данной временной проблемы. Если, конечно, местные и региональные власти сочтут возможным в обозримом будущем задуматься, просчитать и профинансировать реконструкцию самой замечательной, на мой личный взгляд, тимашевской школы №1 имени Герцена. Чтобы ее обновленный облик стал настоящим украшением центра нашего города.

Еще один аргумент в пользу реконструкции заключается в… конкуренции. Да-да, в негласной конкуренции между школами за будущих своих учеников. Когда, например, в одной из городских школ было построено новое, комфортабельное здание, в том числе и для учеников начальных классов, стал заметен отток туда первоклашек. Хотя спустя год, когда некоторые родители поняли, что по большому счету учат и воспитывают не стены, а учитель и традиции, количество первоклассников в школе №1 вновь возросло. И тем не менее. Это раньше, при социализме, была жесткая привязка ученика к месту жительства, а значит, к той или иной школе. Сейчас же, когда сами родители выбирают, где учиться их детям, фактор комфортности играет не последнюю роль. Заметим, что удаленность школы тоже уже не решающий аргумент. Ведь сегодня малышей многие родители подвозят на личных машинах, а школьники постарше свободно пользуются общественным транспортом.

НА СНИМКЕ: откровение о душе человеческой.

Одной из причин предпочтения той или иной школы является ее «заточенность» на углубленное изучение предметов, определяющих в целом будущий профессиональный выбор выпускников. Это раньше, после перестройки, все выпускники по наущению родителей сплошь хотели стать экономистами или юристами. Теперь же молодые люди все чаще устремляют свои взоры в сторону инженерии, медицины, сельского хозяйства и бюджетных, скажем так, профессий. Школа имени Герцена старается помочь им в этом, создавая профильные классы, где углубленно преподают информатику, математику, физику. Развито в ней и химико-биологическое направление, благодаря чему в школьных стенах растут будущие врачи, технологи пищевой и химической промышленности. Так, в рамках национального образовательного проекта школа закупила оборудование для современного кабинета биологии. В нем сейчас есть вся лабораторная посуда, индивидуальные микроскопы, электронные планшеты и пособия к ним. Бывшие выпускники, приходя в гости в свою школу, рассказывают, как это помогло быстро освоиться на их факультетах.

В рамках нацпроекта «Цифровая образовательная среда» школа №1 также приобрела ноутбуки для двух кабинетов. Причем не абы какие, а высокопроизводительные, с большим объемом памяти и быстродействующими процессорами. То есть, как говорит молодежь, с полным «фаршем». Я уже не говорю о так называемых интерактивных электронных досках в каждом классе, способных мгновенно вывести любую полезную, доступную в Интернете информацию. А раньше доступ к громоздким и «задумчивым» компьютерам был только в единственном кабинете информатики. Он, кстати, преобразован сейчас в кабинет предпринимательства и «упакован» современной электроникой, мебелью и даже освещением по самому последнему слову педагогической науки. Все благодаря помощи бывшего ученика школы, ныне известного бизнесмена Евгения Львова, создавшего в свое время такси нового поколения «Сатурн».

То есть теперь по образовательному уровню тимашевские школьные выпускники ничуть не уступают своим сверстникам, выросшим в российских мегаполисах, краевых и республиканских центрах. О чем можно судить по результатам поступления их в престижные ВУЗы. Так, из всех 47 выпускников нынешнего года, почти стопроцентно поступивших после школы в институты и университеты, двадцать пять человек начали учебу в первой сотне самых престижных российских ВУЗов. Причем большинство из них на бесплатной бюджетной основе.

Вполне может быть, что в будущем кто-то из них даже выберет профессию высококвалифицированного рабочего или умельца, хорошо делающего работу своими руками, что очень высоко ценится уже сегодня в прямом и переносном смыслах. Во всяком случае, высшее образование мастеровому человеку в 21 веке уж точно лишним не будет.

И вообще умение что-то делать своими руками по нынешним временам стало очень ценным качеством. К сожалению, нынешнее общество настолько избаловано разными современными технологиями, что некоторые юноши порой гвоздь забить не могут, а девушки не способны приготовить самые элементарные блюда. Ведь можно доставку пиццы спокойно заказать. Но в жизни всякое бывает. Особенно в современной, когда война может реально постучаться в наши двери. Тогда никакая доставка не поможет, и никакой маркетплейс укрытие лопатой для тебя не выроет.

Видимо это дошло, наконец, до наших государственных мужей, что распорядились включить в учебный план такие дисциплины, как «Труд» на базе преподаваемой ранее «Технологии». И «Основы безопасности и защиты Родины» вместо ОБЖ, наполнив их конкретным содержанием. С учетом реальной международной обстановки ребятам будут углубленно преподавать военное дело, обращение со стрелковым оружием, а девушек научат и психологически подготовят к оказанию первой медицинской помощи. Впрочем, такие знания очень также нужны и юношам, чтобы могли себя или раненых товарищей спасти на поле боя, если придется. Словом, все конкретно и серьезно, без всяких сюсюканий и скидок на юный возраст.

А еще одна учебная новинка носит название «Семьеведение». Честно говоря, узнав о ней, я даже засомневался: найдем ли мы грамотных, тактичных и, главное, достаточно умудренных жизненным опытом людей, что смогут доходчиво, правильно разъяснить молодежи, на каком прочном фундаменте нужно строить современные семейные отношения? Но в школе имени Герцена с этим как раз все в порядке. Здесь искусству строительства прочной семьи будущих мужей и жен будут учить замечательный, многоопытный психолог Т.Л. Гаврилова и ее младшая коллега Н.В. Чушенко. Руководство школы надеется, что они найдут верный тон, чтобы подсказать, как следует вести себя в самой главной ячейке общества. Ведь времена домостроя, когда последнее слово в семье было за мужчиной, уже миновали. Теперь, чтобы царил мир и взаимопонимание в семье, нужно уметь разъяснять свою правоту, иногда настаивая на ней, но и уступая в нужный момент своим родным. То есть современная семья – это искусство компромисса.

Если что, можно попросить поделиться опытом и уважаемого Всеволода Романовича Покинько. Как-никак прожили с женой в любви и согласии 55 лет!

Ну, и в заключение статьи о юбиляре, школе №1 имени Герцена, еще немного о ее успехах и достижениях.

В минувшем учебном году десять ее выпускников отличились на экзаменах и получили заветные медали. А сто баллов на ЕГЭ набрала в этот раз Светлана Корнова, классным руководителем у которой была учитель русского языка и литературы Н.Ф. Рябчун.

С победителями различных школьных олимпиад у СОШ №1 тоже все в порядке. Так, на муниципальном этапе в прошлом году их среди «герценят» было аж 320. То есть почти каждый третий из 1100 учеников этой школы. А на региональном уровне количество победителей олимпиад достигло 30 учащихся, что примерно больше процентов на тридцать в сравнении с позапрошлогодними результатами.

В спорте школа имени Герцена тоже всегда была не на последнем месте. Особенных успехов здесь обычно достигают в волейболе и легкой атлетике. Причем мнение, что современные «качки» обычно не блещут умом, здесь не работает. Известный даже среди сегодняшних учеников многократный призер краевых и общероссийских соревнований по многоборью Кирилл Скородумов окончил школу с золотой медалью. А сейчас, одновременно учась в ВУЗе, создал успешный бизнес по онлайн подготовке выпускников к ЕГЭ.

Или взять, к примеру, успешных спортсменов Никиту и Ангелину Горюновых. Брат с сестрой при поддержке родителей предложили спроектировать, изготовить и установить при входе в родную школу замечательную инсталляцию с ее номером, которая ныне облагораживает пришкольную территорию. То есть талантливые дети, составляющие главное богатство первой школы, талантливы во всем. С чем её и поздравляем накануне замечательного юбилея.

  • +2
  • -0
  • 2 рейтинг
2 рейтингX
Понравилась статья!Не понравилась статья!
100%0%

Автор Александр МИРОНЧУК,
выпускник 1972 года СШ №1 им. Герцена.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: