ПОЧЕМУ ПРЯЛКА БЕЗ МОТОРА?

0
2501
НА СНИМКЕ: лучший воспитатель России-2020, старший воспитатель тимашевского детского сада №19 А.Н. Быстрюкова (слева) и заведующая д/с Т.А. Литвинова у «взаправдашней» казачьей хаты в фойе детского сада.

МАСТЕР-КЛАСС ЖУРНАЛИСТУ «АНТИСПРУТА» ОТ ЛУЧШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Если я сейчас скажу, что хороший детский сад является залогом обороноспособности России, то многие читатели, полагаю, усмехнутся и покрутят пальцами у виска: совсем, мол, журналист сбрендил. Где армия и флот, а где манная каша и праздничные утренники со стихами и хороводами. Как говорится, почувствуйте разницу.

Тогда давайте вместе поразмышляем. Сможет ли командир роты пехотинцев или, допустим, полицейский сержант из ППС полностью сосредоточиться на службе Отечеству, если его малыши не находятся под надежным присмотром, вкусно не накормлены, не напоены и вовремя спать не уложены? А? То-то… Да и вообще, будет ли для обороны страны достаточно самих офицеров, сержантов и рядовых, если не создать надлежащие условия, чтобы соотечественники начали вовсю, как написано в Библии, «плодиться и размножаться, наполнять землю и владеть ею»? Это с учетом гигантских, но, увы, пока еще малонаселенных просторов России на фоне мощных миграционных потоков из ближневосточных и дальневосточных стран со стремительно растущей численностью населения.

Потому нынешнее руководство нашего государства, всерьез озаботившись данной проблемой, в рамках национального демографического проекта осуществляет комплексное развитие и модернизацию сети детских дошкольных учреждений. В том числе и детского сада №19. Он находится в Тимашевске на улице Коммунальной и обслуживает значительную часть юго-восточной территории райцентра, куда входят и относительно новые микрорайоны города. Впрочем, при нынешнем уровне развития транспортной инфраструктуры у некоторых молодых родителей есть возможность привозить сюда своих малышей из других частей Тимашевска. Может быть, и поэтому в прошлом году в рамках программы развития образования на Кубани в МБДОУ д/с №19 осуществлен капитальный ремонт в одном из помещений для создания 25-ти дополнительных мест для детей младшего возраста от 2 до 3 лет. А это подразумевает собой создание соответствующих современным требованиям условий для развития и образования детей – группового помещения, уютной спальни, туалетной комнаты, буфетной, раздевалки. И не только. Эти стены нужно было еще наполнить новой красивой мебелью, игрушками, посудой, постельными принадлежностями, книжками и еще многим другим, из чего состоит дом. Настоящий дом для детей, где они проводят значительную часть своей жизни. А чтобы она была веселой, познавательной, подвижной и полезной, все необходимо продумать до мелочей. Как, например, создать и оборудовать на территории детсада новую игровую площадку с красивым и, что обязательно, безопасным маленьким домиком, корабликом, вертолётиком для игр, яркими лавочками и просторным навесом. В нем новая группа малышей может укрыться от жаркого солнца во время прогулок на свежем воздухе.

По словам заведующей тимашевским детским садом №19 Татьяны Анатольевны Литвиновой, на капитальный ремонт помещения под новую группу и создание прогулочной площадки с теневым навесом было выделено 1 млн. 862 тыс. бюджетных рублей. А на полное оборудование всем необходимым ещё 1 млн. 250 тыс. рублей.

Причем львиная доля – 1 млн. 125 тыс. рублей – в порядке софинансирования было выделено из краевой казны. А остальную часть расходов взял на себя наш муниципалитет.

Словом, власти постарались сделать все, чтобы в нашем районе появились условия для хорошего ухода и правильного воспитания еще двадцати пяти будущих российских граждан. Их родители могут спокойно работать, пребывая в полной уверенности, что их чада в надежных руках квалифицированных педагогов, психологов, логопедов и других специалистов, обеспечивающих всестороннее развитие детей.

НА СНИМКЕ: игровой уголок в новом групповом помещении.

О профессиональном уровне может говорить тот факт, что одним из двух штатных старших воспитателей в детсаду №19 Анастасия Николаевна Быстрюкова – абсолютный победитель всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2020», в котором приняло участие 80 победителей конкурсов из всех регионов России.

Жюри данного традиционного конкурса, проходившего в этот раз в Перми, признало ее авторский опыт эффективным средством индивидуализации образования в детском саду, который способствует мотивации детей на новые достижения. И вручило ей главный приз – так называемую «Хрустальную жемчужину», которая останется у Быстрюковой навечно. То есть, пользуясь спортивной терминологией, эта награда – не «переходящий кубок» в ежегодном педагогическом «чемпионате» страны, а как бы олимпийская медаль высшего достоинства, которую воспитатель может с гордостью показывать даже своим внукам и правнукам.

Пусть сейчас читатели и сама обладательница приза не обессудят меня за, возможно, дилетантское описание ее творческой «дошколярной» находки, возникшей из первоначальной идеи украсить вместе с детьми к празднику их группу. Причем не просто украсить, а сначала придумать, с чем, допустим, у них ассоциируется День Победы?

– Вот, к примеру, какой у вас образ первым возникает? – неожиданно спросила меня Анастасия.

Я, признаюсь, поначалу немного опешил, а потом ответил: «Сирень».

– А какие цвета на ум приходят?

– Белый и сиреневый. Потому, что сирень такая. Потому, что родился аккурат 9 мая. Потому, что пахнет восхитительно, потому что праздник. Потому что, люди с медалями и флагами вокруг с детства в этот день. Потому что…

– Вот-вот! – с веселой улыбкой перебила меня педагог. – А теперь представьте, сколько впечатлений, мыслей и образов возникает у наших малышей с их острым, любознательным и порой неожиданным видением окружающего мира. Только успевай записывать, систематизировать и выбирать эти проявления в виде рисунков, картинок, фраз и подписей для так называемой доски достижений.

Это такой стенд, где данный, выражаясь современно, детский контент и размещается. Причем, не весь подряд, а обсужденный вместе со всей группой, понятный и одобренный большинством детей тот или иной изобразительный ряд. Ну, например, салют. Или, допустим, военный парад. И вдруг рядом с этим – елка. Почему? Ведь не Новый год?

А потому, что мальчик Коля или девочка Даша видели и рассказали своим друзьям по группе про множество еловых веток в венках на братской могиле. И о высоких, печальных елках, которые растут вокруг Вечного Огня. И вся группа поняла, прочувствовала этот посыл маленькой души и единогласно решила: елке рядом с салютом быть!

Анастасия Быстрюкова, когда создавала со своими подопечными первую подобную доску достижений, неожиданно переросшую из чисто дизайнерского проекта в нечто большее, осмысленное и даже, не сочтите за пафос, духоподъемное, ощутила такой всплеск детского энтузиазма и творчества, что решила найденный метод развивать и совершенствовать в дальнейшей своей педагогической деятельности.

НА СНИМКЕ: новая площадка для игр малышей на открытом воздухе.

Кстати, не едиными досками, фигурально выражаясь, жив детсадовский творческий коллективизм. Например, в преддверии все того же празднования Дня Победы, весной, когда по стране прокатилась волна патриотической акции «Сад памяти», все воспитанники детского садика №19 под руководством своих наставников высадили во дворе ряд саженцев гибискуса, любезно подаренных детскому дошкольному учреждению местными садоводами-меценатами. А теперь представьте себе глубину детского счастливого восторга, когда все до единого(!!!) кустика, собственноручно посаженные руками детей из всех детсадовских групп, принялись и выпустили свои первые листочки…

Теперь дети, продолжая с воспитателями ухаживать за молодыми кустиками, с нетерпением ждут лета, когда, возможно, их живые творения расцветут.

На мой взгляд, это здорово, потому что прививает у детей тягу к общему, приносящему радость труду. А он в свою очередь является самой благодатной почвой для взращивания в маленьких душах человеческой дружбы, тяги к общению и взаимопомощи. Что, как понимаете, очень важно в современном обществе, зараженном вирусом эгоизма и разобщенности. К сожалению, сегодня мы всё чаще предпочитаем общаться даже с родными посредством многочисленных гаджетов со встроенными в них роботизированными «Алисами», «Гуглами» и другими виртуальными собеседниками. Но электронный эрзац даже с памятью в миллионы гигабайт никогда не заменят живого человека, веселого друга, ласку и сочувствие матери, мужественный пример отца.

Поэтому педагоги детского сада №19 не только приглядывают, учат житейским навыкам, развлекают, вовремя кормят и укладывают спать своих подопечных, но и, по мере сил, прививают им понятия о добре и зле, о плохом и хорошем, о том, как нужно относиться к окружающим людям.

Причем, как утверждает Анастасия Быстрюкова, примитивные окрики и запреты в этом деле скверный метод. Нужно, чтобы ребенок, совершивший по отношению к другому человеку плохой поступок, с помощью воспитателя мысленно как бы поставил себя на место пострадавшего и прочувствовал все последствия, всю несправедливость своего поведения. И если в результате малыш как бы самостоятельно осознает свою ошибку, то в будущем постарается больше так не делать.

Конечно же, этот педагогический прием мало подходит к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, которому сейчас придается большое значение. Увы, современный мир, несмотря на всевозможные удобства, создание большого количества зон комфортного пребывания, не становится безопаснее. Поэтому с самого рождения для человека существует ряд абсолютных табу. Ну, например, совать пальцы в электророзетку. Но в то же время нельзя впадать в другую крайность, ограждая малышей буквально от всего, что якобы может им повредить

– Не двигай стул, он может упасть и ударить! Не трогай вилку, а то уколешься! Я сама тебя покормлю.

Смешно? Неправда? Отнюдь. Оказывается, такие родители действительно уже существуют. Как рассказала мне Анастасия Быстрюкова, у психологов есть на этот счет даже специальный термин: синдром выученной беспомощности.

Она же со своими коллегами считает, что ребенку нужно разрешить самостоятельно и постепенно подниматься со ступеньки на ступеньку по жизненной лестнице, но вовремя разъясняя и предупреждая его о возможных неприятных последствиях. Иначе может вырасти совсем не приспособленная к самостоятельной взрослой, непростой и порой даже опасной жизни личность.

Но, полагаю, большинству воспитанников детского сада №19 это не грозит. Эту уверенность я вынес после нашей беседы с обладательницей титула лучшего воспитателя России А.Н. Быстрюковой и заведующей Т.А. Литвиновой, считающей Анастасию и еще одного старшего воспитателя, М.Н. Туний, настоящими генераторами интересных идей и начинаний, прививающих детям все лучшие человеческие качества, необходимые жизненные навыки и знания. В том числе и нашей кубанской истории.

Так, в фойе одного из корпусов детского сада среди ряда тематических стендов, тех самых высоко оцененных досок личных и коллективных достижений, нашлось место для самого настоящего маленького казачьего подворья с домотканными половиками, глечиками, старинными фотографиями, макетом дровяной печки и самой настоящей прялки.

Мне рассказали, что когда детки вместе с воспитателями как бы самостоятельно, но при помощи наводящих вопросов и подсказок, выяснили, что это за штука такая с колесом, то сразу же спросили: почему у прялки нет мотора? И почему фотографии не цветные? И для чего у усатого дяди на фото такие интересные кругленькие штучки вряд на груди и большая мохнатая шапка? Это они про газыри и папаху.

В общем, начались бесчисленные детские «почемучки», которые и помогают нашим малышам знакомиться с чудесным и бесконечно интересным миром…

Эх, где мои четыре года и штаны на лямках!

  • +1
  • -1
  • 2 рейтинг
2 рейтингX
Понравилась статья! Не понравилась статья!
50% 50%

Автор Александр МИРОНЧУК.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: