СЕМЬИ УЧИТЕЛЕЙ, СЕМЕЙНЫЕ ДИНАСТИИ на страницах музейных альбомов МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена

0
213
НА СНИМКЕ: члены педагогического коллектива Тимашевской средней школы №1 (довоенный период).

2024 ГОД ОБЪЯВЛЕН В РОССИИ ГОДОМ СЕМЬИ

«Важно, что семья вновь обретает в российском
обществе высокий нравственный смысл…»
В.В. Путин.
Из речи на Всероссийском форуме «Родные – любимые».

Второй раз в истории новой России 2024 год объявлен Годом семьи, что подтверждает огромное значение в жизни каждого человека, в жизни страны – семейных ценностей. Нет сомнений в том, что именно семья – это одно из самых важных и значимых составляющих нашей жизни, являясь основой современного общества. Именно семья не только представляет нам физическую и эмоциональную поддержку, но и помогает формировать моральные ценности, поведение, зачастую, выбор будущей профессии.

И как тут не вспомнить учительские семьи и даже династии, сыгравшие большую положительную роль в судьбах целых поколений учеников. Много примеров можно привести из истории средней общеобразовательной школы №1 имени А.И. Герцена, 125-летие которой будет отмечаться в сентябре текущего года.

Листая страницы школьных альбомов, вглядываясь в пожелтевшие от времени фотографии, как бы мысленно вновь и вновь встречаешься с теми, кто был кумиром для подражания сотен учеников разных поколений. Именно они, создав семью, становились единомышленниками, посвятив всю оставшуюся жизнь делу обучения и воспитания молодого поколения.

Хотелось бы ещё раз совместно с читателями газеты вспомнить добрым словом наших некогда кумиров, оставивших глубокий след в памяти благодарных учеников. Это были семьи учителей довоенной поры, воспитавшие настоящих патриотов, вставших грудью на защиту Родины в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Это были семьи учителей трудного послевоенного периода, воспитавшие тех, кто восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство, кто осваивал целину, кто осуществлял великие стройки 60-70 годов.

Да и в наше время велика роль учительских семей, воспитавших целую плеяду патриотов, защищающих интересы Родины на фронтах СВО.

Вот лишь несколько ярких примеров учительских семей, отдельных династий, сыгравших определённую роль в судьбах наших земляков.

К сожалению, даже в среде долгожителей мало найдётся людей, которые помнят супружескую пару учителей СШ №1 им. А.И. Герцена по фамилии – Чекис. А в предвоенные и первые послевоенные годы – эта фамилия была у всех на слуху. Ведь это была супружеская пара исключительно одарённых, талантливых учителей, смело внедрявших передовые идеи педагогики в практическую деятельность.

Антон Васильевич – творческая личность, прекрасный математик, руководитель целого ряда кружков. Сам, влюблённый в этот учебный предмет, старался приобщить к нему своих учеников. «Он так убедительно, увлечённо доказывал теорему, что его звонкий голос можно было слышать за квартал от школы в тёплую весеннюю пору, когда окна уже были нараспашку. Мы умудрялись иногда пропустить тот или иной урок у других учителей, чтобы побывать лишний раз на занятии Антона Васильевича…», – вспоминал его ученик Тарас Шкиль. Антон Васильевич довольно долго проработал в школе, будучи учителем и завучем как до войны, так и в послевоенное время и был представлен к высокой государственной награде.

Под стать ему и его супруга – талантливая, неординарная учительница химии и биологии – Нина Алексеевна Чекис. Это была довольно волевая, энергичная учительница, смело отстаивающая свои идеи перед руководством школы, РАЙОНО.
Вот только её инициативность, напористость в отстаивании своих предложений сыграла «злую шутку» в период временной оккупации немецко-фашистскими захватчиками станицы Тимашевской.

6 августа 1942 г. вражеские части вошли в станицу. Начался период так называемых «новых порядков». Казалось бы не до школьных занятий!!! Но Нина Алексеевна проявила здесь свою решительность и настойчиво потребовала от оккупационных властей продолжения учебного процесса. Не сразу, но всё же учебные занятия были возобновлены не только в самой станице, но и в ряде других школ, а Нину Алексеевну назначили заведующей отделом образования. Нам неизвестно, давала ли она свое согласие на назначение на эту должность или её заставили, вынудили, но на протяжении нескольких месяцев она все же исполняла обязанности руководителя.

Как бы ни было, с изгнанием оккупантов вопрос о деятельности Чекис Н.А. был поставлен перед партийными и советскими органами, и она была не только осуждена, но и отправлена на долгие 10 лет в сталинские лагеря.

Трудно представить через какие испытания прошла Нина Алексеевна, но в 50-х годах она, немощная, измученная, возвратилась в станицу Тимашевскую. Работать в школе ей, конечно, не позволили.

К чести Антона Васильевича, он не отрёкся от жены, не бросил её, а вместе с ней переехал в самый отдалённый хутор, где и закончилась жизнь этих замечательных людей, о которых долго ещё вспоминали их благодарные ученики. Именно бывшие их ученики Евтушенко М.Ф., Шкиль М.А. подробно рассказали об этой замечательной супружеской паре.

Несколько по-иному сложилась жизнь целой династии учителей нашего района, главой которой был Бороденко Николай Сергеевич, имя которого носит средняя общеобразовательная школа №8 х. Беднягина Тимашевского района.

НА СНИМКЕ: Бороденко Николай Сергеевич и Мария Петровна.

А всё началось с просмотра кинофильма «Кубанские казаки», в котором в интересной форме была показана жизнь якобы цветущего казачьего края. Вот и решилась семья Николая Сергеевича переехать из Грузии на постоянное место жительства на Кубань. А до этого он закончил в Тбилиси педагогический институт, получил диплом учителя русского языка и литературы. Его молодая супруга Мария Петровна после окончания библиотечного техникума тоже уже работала и пользовалась авторитетом как инициативный, вдумчивый, целенаправленный работник библиотечной системы.

Но юношеская романтика победила, и вот они на Кубани. Это был 1951 год!

В краснодарском крайОНО, а тогда всеми педагогическими кадрами занимался именно этот орган, Николаю Сергеевичу было предложено место учителя русского языка и литературы в средней школе №2 станицы Медведовской.

Так началась педагогическая и общественная жизнь этой замечательной семьи в нашем районе. Его творческая деятельность была замечена, и его назначили заведующим учебной частью этой же школы, а затем в 1957 году он переводится уже на должность директора школы х. Беднягина Тимашевского района. Правда, название это редко кто упоминал тогда, ведь на его базе располагался известный на весь край, затем и на всю страну совхоз «Кубанец», который был одной из визитных карточек Краснодарского края.

Работа была сложной, отсутствовали элементарные бытовые условия. Не было тогда хорошего здания единственного учебного заведения в совхозе, вот и решился молодой директор школы написать письмо – прошение самому Генеральному Секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву, о выделении государственных денежных средств на строительство типового двухэтажного школьного здания.

С вниманием отнеслись тогда партийные и советские органы к просьбе Николая Сергеевича. И появилось новое красивое здание школы, которое сохраняется поныне. Школа носит имя своего бывшего директора.

Трудно представить, сколько усилий было потрачено Николаем Сергеевичем, чтобы оснастить новое школьное здание всем необходимым, чтобы совершенствовать весь учебный процесс. И о новой школе, о её директоре заговорили не только в районе, но и в крае. Память об удивительном школьном руководителе сохраняется у благодарных хуторян до настоящего времени. Ежегодно, в дни памятных дат, у могилы своего бывшего директора склоняют головы седовласые его ученики и рассказывают о нём юному поколению.

А что касается его супруги Марии Петровны, то она не затерялась, а наоборот стала одним из ведущих работников районной библиотечной системы, опыт которой внедрялся в практическую деятельность библиотечных работников края. Долго ещё вспоминали свидетели посещения школьной библиотеки Министром просвещения РФ, который был настолько удивлён, обрадован целой системой в работе сельской школьной библиотеки, что в знак благодарности пообещал помочь в оснащении библиотеки новинками литературы. И своё обещание сдержал.

И на протяжении целого ряда лет в адрес школы приходили из Москвы посылки с книгами – дефицитом того времени.

Мария Петровна бережно хранила каждую книгу, каждое учебное пособие, оказывала практическую помощь всем учителям, классным руководителям в подготовке внеклассных занятий по любому запросу.

И разве в такой семье дети изберут другой путь жизни? Конечно, нет!
Две дочери (Светлана и Анна) по окончании Краснодарского пединститута успешно стали работать в школах района.

НА СНИМКЕ: Гладунец С.Н.

Заслуженный учитель Кубани Светлана Николаевна Гладунец десятки лет проработала в нашей школе, являясь руководителем методического объединения учителей английского языка Тимашевского района. С гордостью, большой любовью коллеги и выпускники нашей школы вспоминают годы своего общения с этой прекрасной женщиной – Учителем с большой буквы, в совершенстве владеющей английским языком. Побывав несколько раз у дочери Елены, проживающей в США, Светлана Николаевна, с присущей ей энергией, практиковалась в совершенствовании английского языка, что сказывалось на уровне её уроков, внеклассных занятий и в конечном итоге способствовало присвоению ей почётного звания регионального уровня.

Большим авторитетом в станице Роговской пользуется ещё одна замечательная учительница биологии Анна Николаевна Фомина, тоже выходец из семьи Бороденко. Таким образом, в любом уголке нашего района знают об известной семье Бороденко, давшей начало целой династии работников учреждений просвещения района.

А вот ещё одна довольно известная семья, в которой мать и дочь стали известными на всю огромную страну под названием СССР. Конечно, это Наталья Даниловна Педенко и Людмила Фёдоровна Пименова.

НА СНИМКЕ: Педенко Н.Д.

В нашем районе окончательно обосновалась семья Педенко в начале 60-х годов, когда произошло очередное укрупнение Тимашевского района за счет Калининского и части Приморско-Ахтарского районов.

Семья Педенко переселилась из бывшего Калининского района, где парторгом в Новониколаевской был сам глава семьи Фёдор Георгиевич, а его супруга Наталья Даниловна занимала должность директора восьмилетней школы в этой же станице и одновременно преподавала курс географии. Затем переезд в станицу Калининскую. А вот и новое назначение главы семьи – заведующий орготделом Тимашевского РК КПСС, а Наталье Даниловне предложена должность заместителя директора средней общеобразовательной школы №1 имени Герцена.

Уже с первых недель проживания в районном центре Наталья Даниловна показала себя с самой лучшей стороны. О стиле её работы неоднократно сообщалось в районной газете, на педагогических выставках. Инспектор школ того периода Анастасия Георгиевна Стеценко часто освещала на страницах местной печати наиболее интересные сведения педагогической жизни района. Вот лишь краткая выдержка из её довольно большой статьи о достижениях методического объединения (МО) учителей СШ №1 им. А.И. Герцена, где особая роль в работе МО «неутомимой труженицы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Педенко Натальи Даниловны, благодаря которой чётко спланирована деятельность МО, особое внимание здесь уделяется открытым урокам, совместной разработке учителями тематических и поурочных планов, оказывается особая помощь молодым учителям».

Именно в те годы по инициативе Натальи Даниловны стал издаваться рукописный альманах «Тополек», в котором публиковались первые поэтические произведения наших старше-классников. Кстати, редактором одного из альманахов была Ирина Карцева, ныне довольно известная поэтесса нашего района.

Тогда же в школе появились рукописные «Педагогические россыпи», на страницах которых помещались статьи учителей школы методического характера, лучшие сочинения, разработки интересных внеклассных мероприятий.

В 1969 году Н.Д. Педенко была официально приглашена принять участие во Всесоюзных педагогических чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения Н.К. Крупской, выдающегося партийного и государственного деятеля, внёсшей огромный вклад в развитие советской педагогики.

Наталья Даниловна была единственным представителем педагогической общественности Краснодарского края, которой было доверено выступить на этом педагогическом форуме.

По итогам данного мероприятия Педенко Н.Д. была представлена к награде Всесоюзного педагогического общества.

С именем Натальи Даниловны были связаны многие достижения педагогического коллектива 60-70 годов.

НА СНИМКЕ: Пименова Л.Ф.

В эти же 70-е годы шло становление педагогического мастерства дочери из семьи Педенко – Людмилы, которая в дальнейшем достигнет большого признания, ей будет присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Уже в молодые годы Людмилу Фёдоровну отличали высокая эрудиция, энциклопедические знания в области не только биологии, но и других наук. Вот несколько строк из статьи на страницах районной газеты «Знамя труда» внештатного корреспондента, тоже известного тогда учителя Н.С. Сахно. Статья называлась «Знать и видеть прекрасное» и в ней говорилось: «Мне хочется рассказать о совсем юной девушке, белокурой, голубоглазой. Я думал – она десятиклассница, но оказалось, что она учительница биологии из города Тимашевска – Людмила Фёдоровна Педенко. Впечатлительная, начитанная, Людмила много говорила о книгах, поэтах, художниках. А её рассказам о биологии и химии не было конца. В её руках я всегда видел книги. Она с ними никогда не расставалась. Людмила много читает, много знает. И ещё больше хочет знать. Стоит завести разговор о Бернарде Шоу, теории относительности, о творчестве Гёте, Пушкина, Руссо – она говорит, отвечает, разъясняет, думает…». Вот такую оценку давал юной учительнице её коллега по профессии, с именем которого многое связано в истории станицы Медведовской.

Несколько тёплых слов о работе учителя биологии Л.Ф. Пименовой хотелось бы сказать и мне, бывшему заведующему Тимашевского РОНО.

В 70-80-х годах в районе, конечно, было много замечательных учителей, но были такие, чьи уроки доставляли истинное удовольствие, как будто глоток свежего воздуха вдохнешь после посещения урока учителя-новатора, учителя передовых взглядов. Вот такими качествами отличались в СШ №1 имени Герцена уроки учителей Мацкул Н.В. и Пименовой Л.Ф. Невольно хотелось ещё и ещё раз побывать на их уроках, во многом отличавшихся от иногда рутинных уроков обычных учителей. А здесь – новизна изложения, необычная структура урока, прекрасные ответы на вопросы, поставленные учителем, не заученные, а именно свое собственное доказательное изложение из уст учеников. А какой прекрасный кабинет биологии! А сколько в нём творческих работ хранилось, как строилась внеклассная работа – это иногда просто поражало и сам вдохновлялся от увиденного!

А ведь мне посчастливилось посетить уроки лучших учителей Москвы, Кишинева, Краснодара, так что было с чем сравнить. Так вот уроки названных учителей зачастую превосходили уроки знаменитостей столичных.

И я очень счастлив, что высокими званиями отмечен труд этих прекрасных учителей. И их фотографии можно увидеть на одном из стендов школьного музея.
Мною на страницах этой газеты упомянуты лишь три семьи учителей-патриотов педагогики. Этот перечень будет продолжен в дальнейшем, ведь Год семьи только набирает свой темп. Хотелось бы, чтобы читатели вспомнили своих учителей, классных руководителей, которые сыграли положительную роль в их судьбе.

Мы ждём Ваших воспоминаний!

  • +4
  • -0
  • 4 рейтинг
4 рейтингX
Понравилась статья!Не понравилась статья!
100%0%

Автор В.Р. ПОКИНЬКО,
ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель России,
Почетный гражданин Тимашевского района.

Фото из школьного музея.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: