ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА КУБАНИ А.Г. ПРОШУНИНА

0
438

Заместитель губернатора Краснодарского края ПРОШУНИН Андрей Георгиевич родился 8 января 1970 года, в городе Кыштым Челябинской области. С декабря 2020 года был заместителем и первым замминистра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кубани. С декабря 2021 года занимал должность министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края. 5 декабря 2022 года назначен на должность вице-губернатора, курирующего министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, департамент государственного регулирования тарифов.

(Информация и фото официального сайта администрации Краснодарского края //https://admkrai.krasnodar.ru/content/1242/show/398386).

 

«ЗАКОН, ЧТО ДЫШЛО:

КУДА ПОВЕРНЕШЬ, ТУДА И ВЫШЛО»

Этим расхожим мнением, похоже, руководствуются некоторые чиновники в администрации Краснодарского края.

Фото официального сайта кремлин.рф

Лидер Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ – ЗА РОССИЮ!», Президент России Владимир Путин майским Указом 2018 года поручил Правительству разработать проекты национальных программ, среди которых в разделе «Экология» предписал сформировать комплексную систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Контроль над исполнением нацпроектов Президент РФ попросил осуществлять Народный Фронт…

 

Почему же юридический ликбез персонально – для заместителя губернатора Кубани А.Г. Прошунина? Да потому, что Андрей Георгиевич ещё будучи региональным министром ТЭК и ЖКХ уже давал заявителю урок правовых знаний. И вот снова просветил – теперь в части «…иерархии нормативно-правовых актов». И много ещё о чем «просветил» – по принципу, – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Проблему же, по которой обращался заявитель, упорно не замечает… Наверное, в угоду «дядьке из Киева» или «дядьке» из Краснодара. Между тем, людей продолжают кошмарить.
Пора ответить юридическим ликбезом и вице-губернатору.

У власти Кубани «хата с краю»?

Сегодня со всех трибун звучат призывы о необходимости консолидироваться вокруг власти, вокруг Президента страны перед лицом смертельной угрозы Запада, вознамерившегося нанести России стратегическое поражение. Но будет ли услышан призыв консолидироваться людьми, с которых региональный оператор АО «Мусороуборочная компания» требует оплату за несуществующие услуги, при этом грозит судом – если люди не докажут… недоказуемое. А власть ничего не видит… Между тем, в ведении оператора территория Кубани с населением порядка 1,7 миллиона человек: г. Краснодар, Динской, Тимашевский, Приморско-Ахтарский, Калининский, Брюховецкий, Абинский, Северский районы. (Подробности см. в антиспрутовской публикации от 19.01.2023 года).

Суть проблемы. Согласно ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – «твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ в процессе потребления физическими лицами…». (Выделено здесь и далее автором).

Вышеуказанный Федеральный закон (обратите внимание – ЗАКОН) предписывает региональным властям принимать Правила деятельности региональных операторов, осуществлять контроль над их исполнением: могут даже поставить вопрос о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой в области обращения с отходами (ст. 6, ст. 28, ст. 29 Закона №89-ФЗ). Но пока наша региональная власть «спит», региональный оператор АО «Мусороуборочная компания» установил свои «правила»: вопреки вышеназванному Закону №89-ФЗ в одностороннем порядке заключает договоры и с теми гражданами, у которых на земельном участке нет жилого помещения и, соответственно, нет и не может быть предмета договора и требования оплаты – за несуществующие услуги.

После очередной публикации в «Антиспруте» и соответствующего обращения к губернатору на этот счёт, А.Г. Прошунин, тогда ещё в ранге регионального министра ТЭК и ЖКХ, дал пространный ответ.

Министр в своём ответе привёл норму ст. 1 того же Федерального закона №89-ФЗ, что «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях». Вроде бы согласился с законом… А затем – удивительно – как будто забыл, о чем речь. Сослался на другие статьи Закона №89-ФЗ, не имеющие отношения к существу обращения. И ещё привёл многочисленные положения закона, регулирующего отношения садоводческих, огороднических товариществ. Привёл положения Гражданского кодекса – и тоже, что называется, куда повернул, туда и вышло… В том же духе привёл положения подзаконных актов. В итоге вместо того, чтобы в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ призвать к порядку оператора, сообщил, что, если действиями АО «Мусороуборочная компания» нарушаются права и законные интересы, то граждане вправе обратиться в суд.

Извините, а у региональной власти с её широкими полномочиями – хата с краю? Людям больше делать нечего, кроме как по судам ходить?

«Мы Вам – про Фому, а Вы нам – про Ерёму»

На повторное обращение к губернатору, уже через краевой Штаб Захара Прилепина, члена Центрального штаба Общероссийского Народного Фронта (Москва), ответ дал А.Г. Прошунин в ранге заместителя губернатора Кубани. Сообщил следующее: «…иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации соответствует следующему порядку по убыванию от имеющих большую юридическую силу до имеющих меньшую юридическую силу: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации; локальные нормативные акты.

Следовательно, принятие министерством прилагаемых Вами дополнений вступит в противоречие с Правилами №1156, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным актам министерства, что недопустимо.
При этом стоит отметить сложившуюся судебную практику, так решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2021 г. по делу №А44-2737/2021… Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 года указанное решение Арбитражного суда Новгородской области оставлено без изменения».

Отмечу, это лишь небольшая часть официального ответа вице-губернатора – ответа заявителю в стиле: «Вы спрашивали про Фому, а мы отвечаем про Ерёму»…

Уважаемый заместитель губернатора, Андрей Георгиевич Прошунин. Я понимаю, что готовили ответ Ваши помощники. Но от Вашего имени. Ответ подписан Вами.

Так вот, позвольте мне – не только члену штаба регионального отделения Народного Фронта в Краснодарском крае, депутату, но и дипломированному юристу с 1991 года – не согласиться с Вами. И сообщить. Во-первых, Ваша ссылка на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2021 г. по делу № А44-2737/2021 неосновательная (мягко говоря). Ибо в указанном Вами деле судились с оператором не граждане, а ООО, обслуживающее многоквартирные дома. И оспаривалось требование оплаты отходов, которые не подпадают под понятие ТКО. К нашей ситуации это не имеет отношения. Мы ведём речь о гражданах, у которых на земельных участках нет жилых помещений.

Если уж говорить о судебной практике на этот счёт, то ознакомьтесь с решениями не региональных судебных инстанций, а верховных. Для начала – с Определением Верховного Суда РФ от 06.07.2022 №309-ЭС22-10066, где согласно ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ указано, что если на земельном участке нет жилого помещения (т.е. жизнедеятельности, при которой могут образовываться ТКО), то нет и не может быть требования оплаты за услуги по обращению с ТКО.

Навязывать владельцу земельного участка услуги по вывозу отходов, не являющихся ТКО (ветки, строительный мусор и т.д.), региональный оператор не имеет права. Гражданин вправе сам решить, к кому обратиться, если такая необходимость возникнет. Это, во-первых.

Во-вторых. Что касается «иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации». Так вот: кто бы и как ни трактовал вышеуказанное вами Постановление за №1156 (для несведущих – это Постановление Правительства РФ) – оно принято «в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ (именно так и записано в Постановлении – «в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ»). А в ст. 1 закона что указано? Что «твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами…». Более того, даже если бы Постановление Правительства РФ №1156 противоречило Федеральному закону, то согласно той самой «иерархии», которую Вы «преподали» автору этих строк, руководствоваться необходимо Федеральным законом, а не Постановлением Правительства, которое имеет меньшую юридическую силу, что должны знать даже студенты юрфаков. Это же предписывает (что касается «иерархии») и Конституция РФ (ч. 2 ст. 120). И Конституционный Суд РФ предписывает не допускать применения федеральных и региональных подзаконных актов, противоречащих Федеральному закону (Постановление КС РФ от 06.07.2018, №29-П).

Кстати… Когда «мы про Фому, а нам про Ерёму» – это для чиновника чревато наказанием по ст. 5.59 КоАП РФ. Но об этом не сейчас.

Сейчас о другом. Если кто-то в администрации края не обременён знаниями, соответствующими статусу занимаемой должности, или, напротив, является высококвалифицированным специалистом в области права, но упорно от имени власти «опекает» оператора – предлагаю взглянуть на сложившуюся ситуацию с другой стороны, к чему всё это может привести.

Региональный оператор АО «Мусороуборочная компания» (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 325), как уже было упомянуто, установил свои «правила»: в одностороннем порядке заключает договоры и с теми гражданами, у которых на земельных участках нет жилого помещения, открывает лицевые счета, требует оплату за несуществующие услуги, шлёт досудебные претензии, угрожает, что при неуплате в течение 10 дней взыщет через суд сумму долга, неустойки и все судебные расходы. А информацию граждан, что у них на участке нет жилого помещения, оператор игнорирует. Региональный оператор в своих официальных ответах требует от граждан доказать, что у них на земельном участке нет других строений, не ведётся никакой деятельности. (Тогда как владельцы земельных участ-ков вправе иметь, например, сарай, кладовую, обязаны вести какую-либо деятельность – в зависимости от целевого использования участка, иначе участок могут изъять, по закону). При всём этом региональный оператор сообщает, что о наличии жилых помещений на земельных участках граждан он, региональный оператор, получает информацию из открытых источников, и что ответственности за актуальность данной информации он не несёт. (???)

Вот так, взял и «освободил» себя от ответственности. И мытарит людей. А региональной власти до этого нет дела?

По кому Уголовный кодекс плачет?

В конце концов в отношении кого-то может наступить и уголовная ответственность. И если кого-то привлекут, закон предписывает выявить причины, способствовавшие деянию. Надеюсь, понимаете, о чем речь.

Такая, с позволения сказать, деятельность отдельных должностных лиц регионального оператора, считаю, вполне может подпадать под действие Уголовного кодекса, ст.163 «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества…». Деньги – это имущество. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. №56 «О судебной практике по делам о вымогательстве», часть 7: вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование доведено до сведения потерпевшего. Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления.

Руководители регионального оператора с его юридической службой, надо полагать, не могут не знать положение УК, ст. 163 «Вымогательство» и того, что согласно действующему законодательству доказывать наличие жилого помещения обязан региональный оператор: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований – ст. 56 ГПК РФ. Потому, считаю, оператор и не «тащит» людей в суд, при этом продолжает выдвигать требования об уплате, угрожая судом, то есть давит на психику, чтобы платили. И если не платят – это всё равно не влияет на квалификации содеянного, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ.

Так что, Андрей Георгиевич, не всё так безобидно. Вы в краевой администрации сейчас курируете министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, министерство дорожного хозяйства, департамент государственного регулирования тарифов. Кому, как не Вам, заступиться за людей. Ибо обращение граждан в суд, куда Вы их «посылаете» в своём официальном ответе, увы, не всегда гарантирует судебную защиту. Это не только моё умозаключение. Президент РФ Владимир Путин, лидер ОНФ, в своё время по поводу прав граждан на судебную защиту лично сказал автору этих строк: «Но вот такое у нас общество в целом. Это не изъяны самой только судебной системы, но, конечно, над этим надо и будем работать…». (Полностью текст почти 10-минутного ещё первого общения автора этих строк с Президентом РФ на мероприятии ОНФ 28 апреля 2016 г. – на официальном сайте Президента).
Уважаемый, Андрей Георгиевич, считаю, доводов достаточно, чтобы Вы всё-таки вникли в суть проблемы.

Или…

Будем наступать на те же грабли?

Пока, что называется, Бог милует. Но как знать, что будет дальше. Мы уже имеем прецедент, когда, по другому вопросу, несмотря на обращения в краевую администрацию, региональная власть не придавала значения нарушению законов, ущемлению прав и законных интересов граждан, и это привело к тому, что Кубань прогремела на всю Россию, было возбуждено два уголовных дела. Но об этом ниже.

А по поводу заведённых региональным оператором АО «Мусороуборочной компании» собственных «правил», уместно отметить, что после прокурорского реагирования по фактам заключения в одностороннем порядке договоров по обращению с ТКО, – требования оплаты за не оказанные услуги (реагирование произошло после очередной публикации в «Антиспруте» и обращения в прокуратуру) – с граждан, которые в качестве примера приводились в публикации, многотысячный долг был списан.

А по остальным? Увы. Прокуратура сослалась на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 №336, которым введен мораторий на проведение проверок предприятий. Хотя – мораторий введён на проведение только плановых проверок, да и то с целым перечнем исключений. При этом контрольные (надзорные) органы «вправе осуществлять вместо планового мероприятия профилактический визит» на предприятие…

А вот по делу, по которому состоялось уже приведённое выше Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2022 №309-ЭС22-10066, в другом регионе прокуратура «не постеснялась» внести представление региональному оператору, а Верховный Суд РФ признал действия регионального оператора незаконными.

Но, справедливости ради – наша прокуратура отметила причину возникшей ситуации – «вопросы получения региональным оператором полных и достоверных сведений законодательно не регламентированы». Не регламентированы – на Кубани… Казалось бы, в самый раз регламентировать. Таким правом региональная власть наделена законом (упомянутая выше ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ»). Потому и родилось обращение к губернатору с предложением:

– поручить Министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края дополнить Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края от 10 апреля 2017 года №103 – дополнить положением, исключающим установление региональным операторам своих «правил» при заключении в одностороннем порядке договоров на услуги по обращению с ТКО с гражданами, у которых на земельных участках отсутствуют жилые помещения. Исключить незаконное требование к гражданам доказывать недоказуемое – что у них на земельном участке нет никаких других строений, и не ведётся никакой деятельности;

– при заключении с гражданами в одностороннем порядке договоров на услуги по обращению с ТКО пользоваться информацией о наличии жилого помещения на земельном участке только из официальных источников».

И что ответил на Обращения уважаемый вице-губернатор Андрей Георгиевич Прошунин – вы, уважаемые читатели, уже знаете. Хотелось бы, чтобы знал обо всём и губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев.
Ну не находит, упорно не находит вице-губернатор необходимости внесения дополнений в Правила для региональных операторов – так решите вопрос как-то иначе: у региональной власти согласно всё тому же Федеральному закону №89-ФЗ достаточно полномочий, чтобы способствовать защите прав и законных интересов граждан.
Вынужден в очередной раз обратиться к губернатору. Поднятая проблема, считаю, не столько в «своеволии» регионального оператора, сколько в недостаточных требованиях к некоторым работникам администрации края. Полагаю, жизнь это уже подтвердила – предлагаю ещё раз обратить внимание (читайте ниже).

Автор Виталий ЛЕБЕДЕВ,
член штаба РО Народного Фронта
в Краснодарском крае,
гл. редактор газеты «Антиспрут».
(Дипломированный юрист
с 17.04.1991 года).

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

БУДЕМ НАСТУПАТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

НА СНИМКЕ: здание администрации Краснодарского края. Фото из архива «Антиспрута».

Некоторые чиновники из администрации Краснодарского края, считаю, избирательно используют свои полномочия в интересах населения, предпочитают, чтобы граждане сами преодолевали жизненные трудности. Некоторых трудностей, заметим, у людей могло не быть…

Но сначала немного недавней истории. В июле 2016 года на встрече со штабом Регионального отделения Народного Фронта в Краснодарском крае глава региона Вениамин Кондратьев призвал: «Стараться совместно упреждать, не допускать возникновения социального напряжения. Для этого не всегда требуются денежные средства. Достаточно, порой, взглянуть на проблему свежим глазом активиста Народного Фронта. Потребовать у чиновников принять соответствующие меры. Не примут, обращайтесь ко мне. Будем вместе принимать меры, чтобы выбить из кресла нерадивого чиновника», – подытожил губернатор.

И надо сказать, губернатор остался верен своему слову. Только вот «достучаться» лично до В.И. Кондратьева совсем непросто. В своё время в Региональном отделении Народного Фронта дважды поднимался вопрос о надвигающемся транспортном коллапсе в городе Тимашевске – в связи со строящимся Крымским мостом. И это обещало стать общекраевой проблемой. В.И. Кондратьев поддержал предложение о строительстве транспортного обхода в Тимашевске. Бывший первый вице-губернатор А.А. Алексеенко в том же 2016 году публично заверил губернатора, что решение этой транспортной проблемы полностью будет закрыто до 2018 года. То есть к вводу в строй Крымского моста. Однако в 2018 году строительство обхода даже не начали. Затем 1 апреля 2019 года с подачи другого вице-губернатора А.В. Вороновского было публично заявлено, что строительство начнется в 2019 году. Тоже не началось. Всё это, мягко говоря, не добавляло доверия к власти. Как возбуждённо (!) реагировал уважаемый вице-губернатор А.В. Вороновский, когда на активе 4 марта 2020 года автору этих строк удалось ещё раз обратиться лично к В.И. Кондратьеву – доложить об истинном положении дел… После повторного обращения возведение тимашевского транспортного обхода, наконец, началось: около 15 километров автомобильной дороги, три транспортные развязки в разных уровнях, два путепровода через железную дорогу и мост через реку. Сегодня значительная часть работ уже выполнена. Как бы там ни было, спасибо губернатору.

Но это – когда удалось «достучаться» до руководителя региона – при том, что губернатор сам предлагал членам краевого штаба Народного Фронта обращаться… При том, что заявление автора этих строк о необходимости строительства обхода официально на контроле в краевой администрации с сентября 2015 года – по инициативе лично В.И. Кондратьева.

Были попытки «стараться совместно упреждать социальное напряжение» по другим вопросам. Обращался автор этих строк в июле 2018 года по поводу нарушений в моргах и отделениях краевого бюро судебно-медицинской экспертизы. Заместитель министра здравоохранения В.А. Игнатенко ответил, что это, типа, компетенция органов местного самоуправления. Хотя, местные органы пытались исправить ситуацию, как могли, в рамках своих полномочий. Ведь речь о структурах, подчиненных именно региональному министерству. А, спустя три года, 31 октября 2021 года «возникшее социальное напряжение» привело к тому, что тело умершей женщины демонстративно было вынесено на центральную площадь Тимашевска. Кубань прогремела на всю Россию. Краевой власти пришлось в срочном порядке наводить порядок. Ситуацию взял на контроль руководитель СКР А.И. Бастрыкин. Возбудили два уголовных дела: по одному приговор уже вынесен, другое рассматривается в суде.

И вот экс-министр ТЭК и ЖКХ, а ныне вице-губернатор А.Г. Прошунин сейчас вместо того, чтобы использовать права, прописанные для региональной власти в статьях 6, 28, 29 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «посылает» людей в суд. Спрашивается, у нас народ – для чиновников или всё же чиновники – для народа? Почему бы краевому руководству принятые им же Правила деятельности операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) не дополнить положением, исключающим установление операторами своих «правил», по которым людей обязывают доказать то, что невозможно доказать?

Согласно п. 2.1. Устава акционерного общества «Мусороуборочная компания» основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Цель законная – если достигается законными способами.

Президент РФ В.В. Путин 17 июня 2022 г. на Петербургском экономическом международном форуме отметил: «Бизнес – это нечто большее, чем извлечение прибыли»…

Сегодня, как никогда, важны доверие граждан к власти, объединение общества вокруг Президента РФ – Лидера Народного Фронта. Его слова о бизнесе приобретают особый смысл.

Верховный Суд РФ подтвердил неправомерность «деятельности» регионального оператора, у которого отсутствовали основания требовать оплату за услуги по обращению с ТКО с владельца земельного участка – при отсутствии на участке жилого дома, в котором возможно постоянное проживание граждан (вышеупомянутое Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2022 №309-ЭС22-10066). Это в другом регионе. А Кубань? Напрашивается вопрос – Кубань готова наступать на те же грабли, что и с выносом покойника на площадь?

Автор Виталий ЛЕБЕДЕВ.

 

И СНОВА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР…

АО «МУСОРОУБОРОЧНАЯ КОМПАНИЯ»

СТРИМ «НАРОДНОГО ФРОНТА»: ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ, 1 КАНАЛ ОРТ

Как уже было отмечено в сегодняшней публикации «Закон, что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», в зоне ответственности регионального оператора АО «Мусороуборочная компания» в том числе и Абинский район. Жители станицы Холмской много месяцев боролись против намерения АО «Мусороуборочная компания» разместить рядом с поселением полигон для сортировки и хранения бытовых отходов. Власти активно поддерживали оператора. Под эти цели выделялось около ста гектаров высокоплодородных сельскохозяйственных земель, тогда как ещё в 2020 году губернатор публично поручал разработать законопроект, запрещающий земли сельхозназначения переводить в другие категории: плодородная земля – один из стратегических ресурсов Кубани. На помощь жителям Холмской и близлежащих хуторов пришёл краевой Штаб Захара Прилепина – члена Центрального штаба ОНФ (Москва). Краевой штаб возглавляет Т.В. Аркадьева. Местный активист Ирина Егорова по горячей линии вышла на Стрим Народного Фронта (на снимке). В итоге эти земли недавно исключили из территориальной схемы обращения с отходами. Холмские активисты поблагодарили Т.В. Аркадьеву за помощь.

  • +15
  • -0
  • 15 рейтинг
15 рейтингX
Понравилась статья!Не понравилась статья!
100%0%

 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: