ЧТОБЫ НАШИ ТОСы НЕ НАРВАЛИСЬ НА ТОРОСЫ

0
1831
НА АРХИВНОМ СНИМКЕ: за работой члены комиссии по подведению итогов конкурса в Тимашевском районе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления 2012 года». Фотографировал член комиссии В. Лебедев. Фото из архива «Антиспрута».

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СВЕРИМ ПОЗИЦИИ

Что оценивать: красноречие о работе территориальных органов общественного самоуправления (ТОС), или их повседневную работу?

Много лет назад на Кубани получила «путевку в жизнь» инициатива проведения конкурсов среди территориальных органов местного самоуправления (ТОС). Вначале итоги подводятся в поселениях. Затем победители участвуют в общерайонном конкурсе. А районные победители – в краевом.

На недавней сессии Тимашевского райсовета депутаты утвердили итоги ТОСовской работы за 2020 год. Занявшие 1, 2 и 3 места в районе получат небольшие премии из местного бюджета. Затем победитель и призёры будут представлены на краевой конкурс, где «автоматически» получат дотации из краевого бюджета в размере 531,1 тыс., 318,7 тыс. и 212,5 тыс. рублей соответственно.

Хорошая, следует отметить, важная инициатива – проводить конкурсы. Инициатива, которая, в конечном счете, призвана повышать качество жизни людей на соответствующих территориях. Для активистов местных органов самоуправления – неплохой стимул постоянно поднимать эффективность своей работы.

Именно так. Но при одной оговорке – если неукоснительно следовать установленным правилам…

Поселенческие, районные и краевой конкурсы должны способствовать привлечению наибольшего числа граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения; способствовать обобщению и распространению положительного опыта работы органов территориального общественного самоуправления по участию граждан в благоустройстве территорий дворов, улиц, микрорайонов, населенных пунктов.

Работа органов территориального общественного самоуправления, как прописано в Положениях о конкурсах всех уровней, в том числе в Тимашевском районе, оценивается… «В целях наиболее объективного и обоснованного подведения итогов Конкурса районная комиссия изучает показатели, характеризующие работу органов ТОС, документацию органов ТОС, участвующих в районном конкурсе, оценивает участников по 5-балльной системе по следующим критериям» – и далее длинный перечень этих самых показателей, в том числе: представление интересов населения в органах местного самоуправления Тимашевского района, государственных органах, общественных организациях, обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории (освещение, приведение в порядок фасадов зданий, наличие номерных знаков, аншлагов), наведение чистоты улиц, придворовых, дворовых территорий, домов, подъездов, палисадников. Оценивается также содействие органам социального обеспечения населения в выявлении и оказании помощи инвалидам, одиноким престарелым гражданам, ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, семьям погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий, а также муниципальным образовательным организациям в воспитательной работе с детьми и подростками, организации их досуга в свободное от занятий время, организациям здравоохранения в проведении информирования населения о профилактических и противоэпидемических мероприятиях, правоохранительным органам в проведении профилактической работы по обеспечению правопорядка, осуществлению общественного контроля над деятельностью организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами. И далее ещё длинный перечень участия и содействия в решении вопросов, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории того или иного ТОСа.

(Подробно, относительно подробно, останавливаюсь на этом перечне не только ради заявленной темы публикации, но и с пользой на будущее – для информирования населения о сфере деятельности ТОСов).

Очень хорошо, повторюсь, что местные и краевые власти организовывают этот конкурс, хорошо, что за активное осуществление полномочий активом ТОСов поощряют наиболее успешных. Но. Совсем не хорошо, когда наиболее успешными ТОСы признаются не по итогам работы, а по итогам презентации – то есть по итогам рассказа о работе. А это, согласитесь, не одно и то же.

Я категорически против того, чтобы кого-то журили после этой публикации за подведение итогов конкурса «с голоса». На ошибках, гласит народная мудрость, учатся.

Чтобы избежать «недоразумений» в следующие годы, автор этих строк попытался внести свои предложения на недавней депутатской сессии, на которой депутатам предстояло утвердить итоги конкурса. Похоже, предложения остались неуслышанными. Поэтому позволил себе продолжить разговор на страницах газеты, в надежде, что это будет полезным не только для депутатов, но и многочисленных ТОСовцев, для населения.

Как раньше в Тимашевском районе подводились итоги ежегодного конкурса? Автор этих строк несколько лет являлся членом комиссии (жюри) по определению звания «Лучший орган территориального общественного самоуправления». Потом попросил замену, так как и без того депутатских нагрузок было, что называется, выше крыши.

Раньше итоги подводились в течение двух дней. Вначале члены комиссии все вместе изучали документацию ТОСов-победителей в поселениях (в городском и сельских) – оценивали работу территориальных органов общественного самоуправления по документам, которые составляются в повседневной работе. Оценивали по той самой пятибалльной системе, которая предписана и нынешним Положением о районном конкурсе – «в целях наиболее объективного и обоснованного подведения итогов Конкурса»…

После ознакомления с документацией каждого из ТОСов члены комиссии заполняли специальный бланк. В бланке напротив пунктов, взятых из Положения, каждый проставлял те самые баллы – от 1 до 5. В некоторых графах приходилось ставить 0, если работу ТОСа по какому-то отдельному вопросу оценить не представлялось возможным из-за того, что не было представлено каких-либо свидетельств этой самой работы по конкретному направлению.

Количество баллов каждого члена комиссии по каждому ТОСу суммировалось, а затем суммировались баллы всех членов комиссии по каждому ТОСу. На другой день все вместе ездили по району. Объезжали территории ТОСов-конкурсантов. По результатам объезда тоже проставляли баллы.

Члены комиссии по-разному оценивали работу одного и того же ТОСа. И это нормально. На то оно и жюри… Но при таком подходе общая сумма баллов всех членов жюри всё равно максимально объективная.

При всём этом получалось, каждый год победителем становился какой-то из городских ТОСов. Победителем – объективно! И объяснение простое: если коротко – городской бюджет в сравнении с бюджетами сельских поселений позволяет несравненно больше финансировать благоустройство территорий ТОСов, наведение санитарного порядка, создание условий для работы объектов социальной сферы, общественных организаций и так далее – по всем вопросам, по которым городские власти взаимодействуют с населением через ТОСовские активы. К тому же работа председателей и квартальных в городских ТОСах оплачивается. Куда там селянам с их скромными возможностями тягаться с горожанами. Тогда районная комиссия, прежде всего депутаты, пошли навстречу организаторам конкурса – решили дать фору сельским ТОСам, чтобы те могли получить для развития своих территорий вышеуказанные дотации из краевого бюджета.

Сегодня состав комиссии поменялся. Как оказалось, «практика» предоставления форы сельским ТОСам продолжается. И, похоже, начала обретать, по моему мнению, порочную форму, что не может не вызывать тревогу. На недавней постоянной депутатской комиссии (не путать с комиссией по подведению итогов конкурса), согласовывались вопросы повестки дня предстоящей сессии Совета, в том числе вопрос утверждения итогов конкурса по ТОСам. Как значилось в итоговом протоколе, городской ТОС – на последнем месте, что вызвало у автора этих строк, мягко говоря, большие сомнения. Уверен, в деятельности местных территориальных органов самоуправления за последнее время мало что могло измениться – по объективным причинам. Не только лучший городской ТОС, но и остальные пять ТОСов Тимашевска, уверен, как минимум на голову выше сельских. И вдруг – лучшему на сегодня ТОСу города «уготовано» последнее место?

Постоянные депутатские комиссии проводятся для того, чтобы депутаты могли подготовиться к сессии: вникнуть в суть рассматриваемых вопросов, подготовить свои предложения. Автор этих строк запросил дополнительную информацию. Оказалось, предписанная Положением та самая пятибалльная предварительная оценка работы ТОСов «в целях наиболее объективного и обоснованного подведения итогов Конкурса» попросту не проводилась. Общие итоги подведены лишь в ходе объезда территорий ТОСов, занявших первые места в своих поселениях. Спрашивается, а как вообще можно оценить работу ТОСа в вопросе благоустройства территории зимой, когда кругом грязь, или когда всё сокрыто снегом? Выходит, комиссия удовлетворилась одной презентацией, то есть тем, что ей рассказали представители соответствующих поселенческих администраций и председателей ТОСов? Но ведь оцениваться должна РАБОТА, а не красноречие о работе! Один из членов комиссии в этой ситуации просто отказался голосовать.

До очередной сессии Совета оставалось некоторое время. В итоговый протокол конкурса комиссия внесла некоторые коррективы. Городской ТОС с последнего переместился на 4 место. Но всё равно почему-то не покидает ощущение, что и это нельзя назвать объективной оценкой, что, в конечном счете, вряд ли будет способствовать целям и задачам конкурса.

Ещё раз хочу обратить внимание, я категорически против, чтобы кого-то журили после этой публикации. Имею в виду специалистов администрации, которые отвечают за организацию конкурса и за подведение его итогов.

Полагаю, в следующий раз они будут неукоснительно следовать постановлению главы района о конкурсе и прилагаемому к постановлению Положению, что, несомненно, будет способствовать максимальной объективности при подведении итогов ТОСовского конкурса. Это первое.

Второе. Уверен, не только в Тимашевском, но также в других округах и районах Кубани возможности городских ТОСов несравненно выше сельских. И было бы неплохо обратиться в Заксобрание Краснодарского края с инициативой проводить краевой конкурс по двум номинациям: отдельно – среди сельских и городских ТОСов. (Речь о дотациях из краевого бюджета). Не вижу никаких препятствий для внесения такой инициативы. Равно как не вижу причин для отказа краевыми властями поддержать тимашевцев, если такая инициатива с соответствующим обоснованием будет представлена в ЗСК.

И третье. Объезд территорий ТОСов районной комиссией проводить не зимой, а до подведения окончательных итогов конкурса, например, ко Дню города и Тимашевского района – когда можно будет наглядно, объективно оценить положение дел в благоустройстве. И, как один из вариантов – чтобы не объезжать территории всех без исключения ТОСов, а только лучших в поселениях на тот момент – итоги первого этапа краевого конкурса (в поселениях) подводить заблаговременно, до объезда территорий районной комиссией.

Могут здесь быть и другие варианты, которые бы могли обеспечить максимальную объективность итогов, а, вместе с тем, обеспечить максимальное достижение поставленных конечных целей конкурсов, которые считаю нашей общей задачей: депутатов и администрации.

  • +1
  • -0
  • 1 рейтинг
1 рейтингX
Понравилась статья! Не понравилась статья!
100% 0%

Виталий ЛЕБЕДЕВ,
член регионального штаба ОНФ в Краснодарском крае,
депутат МО Тимашевский район,
главный редактор «Антиспрута».

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: