НА ПЕРВОЙ ЛИНИИ, У САМОГО ПРИБОЯ

0
1508

Начну без раскачек и оговорок. Эти путевые заметки о личных ощущениях, как изменился Крым ровно за год. Конечно, без глобальных социально-экономических обобщений и выводов. Всего лишь журналистские наблюдения из окошек автомобиля и во время нескольких пеших прогулок.

Сборы на моря были недолги: в полдень решили, что едем на ставший близким нам полуостров и уже следующим утром – в путь. Может потому, что доехать туда с запуском Крымского моста – раз плюнуть, и выбор конкретной точки на курортной карте, а также заказ жилья на три дня были такими же стремительными и спонтанными. Но, как оказалось, и недешевыми. Так что, если вы собираетесь, допустим, в поселок Утес, что в Алуштинском районе, куда мы с супругой устремились этим летом, то лучше делать это заранее и обстоятельно. Это касается заказов номера в отеле или гостевом доме на специализированном сайте в Интернете. Скидок на горящее, то есть впустую простаивающее в сезон или неожиданно освободившееся жилье, мы не нашли. Пришлось брать то, что есть, причем, подозреваю, на навязанных отельером условиях. Он ведь знал, что номер на двоих со стандартным набором сервиса нужен буквально через несколько часов, поэтому воспользовался нашим стесненным положением. Ну, что же, в следующий раз умнее будем. По большому счету и жаловаться не на что. Ведь маленький отель находился на так называемой первой линии. То есть буквально в десяти-пятнадцати метрах от собственного бетонного, выкрашенного лазурной гидрозащитной краской комфортабельного пляжа с избытком лежаков, солнечных зонтиков и двух лесенок из нержавейки, спускающихся прямо в глубину чистейшего моря. Его можно увидеть на левом краю публикуемого вверху снимка.

Напомню, что в прошлом году был крайне удивлен, когда в крымском Судаке тоже поселился в частной гостиничке, от которой до моря всего метров пятьдесят. Ведь у нас, на кубанском побережье, природоохранное законодательство, запрещающее всякое капитальное строительство в прибрежной зоне, худо-бедно соблюдается. А в незалэжной Украине, видимо, можно было все эти ограничения «порешать» за взятки, что и делалось повсеместно. Сейчас, знаю, и в Крыму, который теперь наш, тоже закрутили нормативные гайки. И многие, начатые нахрапом после объединительного референдума стройки или надолго приостановлены, или напрочь запрещены. Но то, что уже построено даже с явным по российским меркам нарушением, сохранилось и работает. Это касается, прежде всего, курортного бизнеса. Негласная амнистия «неправильной» недвижимости, думаю, продлится вплоть до полного ее разрушения от ветхости. Во всяком случае, вряд ли власти пойдут на какие-то запретительные или разрушительные меры из-за боязни роста протестных настроений среди крымчан, которым тут же воспользуются внешние и внутренние враги государства.

Впрочем, я несколько отвлекся. Вернемся к началу путешествия. Сказать просто, что в середине августа в сторону Крыма со всей России движется мощный автопоток – значит, ничего не сказать. Даже по сравнению с прошлым годом, когда только был открыт проезд по ставшему знаменитым на весь мир мосту и некоторые восторженные граждане (особенно, жители Керчи) по несколько раз подряд гоняли через Керченский пролив туда-сюда, машин стало заметно больше. Но атмосфера на и возле моста стала обыденной, можно сказать, рабочей: без флагов, пафоса и патриотической эйфории. И даже на снующие по соседнему достраивающемуся железнодорожному мостовому переходу небольшие рабочие составы, по-моему, уже никто особого внимания не обращает. Все стало, повторяю, деловым и неброским. Сейчас курортников больше волнуют многочисленные автозаторы, образовывающиеся с кубанской стороны еще на подъездах к новой трассе через пролив. Повсюду идет стройка расширенного шоссе, мостов и развязок. Волей-неволей приходится притормаживать. Да и саму дорогу за Джигинкой в сторону Тамани, еще вполне приличную в прошлом году, миллионы легковушек и тяжелых грузовиков уже порядком «ушатали».

Хотя, все это, как мне казалось, досадные мелочи по сравнению с предстоящим отдыхом на шикарном южном побережье чудесного полуострова.

Разрекламированная в теленовостях новая федеральная трасса «Таврида» от Керчи до Симферополя встретила вполне дружелюбно: ехали с ветерком, несмотря на пока еще однополосное движение на встречных направлениях. Но что-то мешало полностью отдаться радости новых ощущений, что-то подспудно тревожило, что-то было не так… И точно! Оказалось, что у новой трассы пока еще совсем нет придорожной инфраструктуры. Ни автозаправок, ни придорожных магазинов и кафе, ни стоянок для отдыха, не говоря уже о туалетах. И так на протяжении двухсот пятидесяти километров, вплоть до столицы новой автономной республики, включенной в состав России пять лет назад. Теперь понятно, почему последние АЗС на кубанском берегу работают с полной нагрузкой круглосуточно. Дело даже не в стоимости топлива, которое в Крыму по-прежнему на рубль-полтора за литр дороже по сравнению с Кубанью. Просто у «Тавриды» еще не успели построить ни одной современной АЗС и ГЗС с соответствующим современному уровню сервисом. И в этом поучаствовать желающих наверняка полным-полно, но что-то мешает. Может быть, отсутствие высочайшего разрешения или подковерная борьба за грандиозный перспективный рынок сбыта. Не знаю. В Интернете пишут, что крымские власти вскоре собираются (только собираются!) строить вдоль трассы многофункциональные комплексы, включающие в себя стоянки для грузовиков и легковушек, кемпинги, АЗС, станции техобслуживания, зоны отдыха водителей и пассажиров, кафешки, магазины, мойки, автомойки, мусоросборники и так далее.

А пока же автопутешественникам приходится проявлять чудеса изворотливости, чтобы, извините, справить нужду в дороге. Особенно тяжело приходится женщинам, потому что вокруг трассы ни лесочка, ни кустика, к которым еще нужно добежать, перебравшись через железное ограждение.

И вообще складывается впечатление, что, разрешив движение на двух полосах пока еще недостроенной полностью крымской федералки, автодор не очень-то озаботился правильной организацией самого движения. Несмотря на установленные вроде бы необходимые дорожные знаки, можно запросто проскочить мимо нужного тебе поворота. Так, мы вместо объездной дороги к Симферополю, на полном скаку влетели в пригород перегруженной машинами Феодосии. Пришлось, возвращаться и вновь вливаться в поток, нарушая строгие сплошные разметки и лавируя между ограждениями. Хорошо, что поблизости дорожной полиции не было. Впрочем, ДПС своим вниманием новую трассу не балует. Во всяком случае, за двести пятьдесят верст патрульку видел лишь однажды. И то, когда она, крякая, расчищала дорогу какому-то эскорту.

Ну, да ладно! Сгинь, тоскапечаль, мы – в Крыму. Сворачиваем с трассы в сторону Судака, и по уже знакомой дороге устремляемся через начавшиеся после знойной степи лесистые горы в сторону ЮБК. Эта аббревиатура, означающая южный берег Крыма, многих соотечественников вводит в состояние сладких грез по теплому морю, хорошим пляжам и, главное, наиживописнейшим ландшафтам. Вот и мы решили полюбоваться ими, проехав от Судака в сторону Алушты по так называемому серпантину. И впечатлений мы хлебнули, что называется, через край. Сразу предупреждаю тех, кто там еще не был: если в машине есть люди, страдающие от укачивания – на ту дорогу лучше не соваться. Поворот за поворотом, подъем за спуском, виражи за виражами. Причем дорога порой так круто разворачивалась, что едешь, казалось бы, в совершенно противоположную сторону.

Электронная барышня в автонавигаторе на этом отрезке пути предусмотрительно заткнулась и вообще не подавала признаков жизни почти до поселка Малореченского, рассмешив нас там одной фразой. После очередного крутого разворота она вдруг брякнула что-то типа «… через двести метров поверните направо, а потом езжайте прямо десять километров». Так вот, за те двести метров мы трижды успели повернуть, и потом еще тысячу раз за десять обещанных «прямых» километров. Словом, ввела в заблуждение.

Сложная, но очень интересная дорога от Судака до Алушты заняла приблизительно часа 3- 4. За это время мы поняли, что еще далеко не все прекрасные уголки крымского побережья могут похвастаться современным сервисом и развитой инфраструктурой. К примеру, сама дорога во многих местах, мягко скажем, далека от идеала: продавленный и разрушенный на поворотах асфальт, хилые ограждения, узкая проезжая часть, где две встречные фуры вряд ли спокойно разъедутся. Да и вообще на этой закрученной штопором дороге тяжелым длинномерам делать нечего. Поэтому снабжением небольших населенных пунктов на сложном с точки зрения ландшафта побережье занимаются в основном небольшие грузовички типа «Газелей». А на них много не увезешь. Можно было бы, наверное, логистику наладить и по морю. Но приличных пирсов для каботажного, то есть для малого, прибрежного флота на ЮБК мы не заметили. Зато увидели несколько вполне приличных длинных диких пляжей с многочисленным «дикарскими» палатками и прицепными домиками на колесах. Сервиса, понятно, здесь никакого, кое-где мусор неорганизованные туристы сваливают прямо в кучи. Но пейзажи там просто изумительные.

Понятно, что у местных властей не до всего сразу доходят руки после многих лет украинского правления, когда на развитие Крыма из бюджета выделялись жалкие крохи. Зато следы присутствия богатых киевских частников видны повсюду. Например, в Морском, прямо у поворота дороги возле моря стоит большой недостроенный пансионат с ресторанно-развлекательным комплексом футуристического вида, по форме напоминающим что-то среднее между цирком и летающей тарелкой. Видно, что почти законченными зданиями, требующими только отделки, уже несколько лет никто не занимается. Поэтому сразу становится понятно, что прежние хозяева живут в Украине и не смогут уже завершить стройку по нынешним экологическим правилам и стандартам. А «порешать вопросы» с властями тоже не возможно, потому что к таким объектам приковано общественное внимание. Может быть, что-то в будущем изменится, но к тому времени все украинские «заморозки» просто разрушатся. Пишу об этом еще потому, что в большом гостиничном комплексе Утеса, куда мы приехали, то и дело натыкаешься на броские баннеры о продаже недвижимости.

Сами мини-отели, как видно на фото, представляют собой две, кое-где три сплошных, примерно с километр, «стены» в 5-6 этажей, расположенных друг за другом вдоль берега. Они в основном состоят из жилых секций шириной метров в пять, где на первом этаже ресепшн и общая кухня. А выше номера с балкончиками на обе стороны, к которым нужно подниматься по узким винтовым лестницам.

Повторяю, эти отели выстроены без малейшего зазора вплотную друг к другу и, видимо, по старой привычке называются эллингами. Позже сообразил, что прежние украинские власти, обходя закон, давали разрешение на строительство в прибрежной зоне якобы многоэтажных помещений для хранения и ремонта катеров и небольших яхт. Ну, а затем за взятки просто закрывали глаза на этот явный строительный подлог.

Теперь строительные правила и система налогообложения ужесточились. И многие украинские хозяева курортной недвижимости сейчас стараются продать ее россиянам даже за относительно небольшие деньги. Но, как говорят братья-хохлы, дурных нэма, так как на многие эллинги, построенные когда-то нахрапом, нет вообще никаких правоустанавливающих документов. Об этом мне рассказал владелец нашей гостинички, купленной им, жителем Кубани, сразу после референдума о возвращении Крыма в Россию.

Хотя, что это я все о делах и условиях? Пора на море. Тем более оно прямо под боком. В первый день, правда, штормило, но отдыхающий народ робко, но упорно лез в воду только с галечных пляжей. А мы предпочитали валяться в шезлонгах под зонтиками на комфортабельных бетонных площадках, оборудованных трапами для спуска прямо в морскую глубь. Благо, что волны то и дело разбивавшиеся о причальную стенку, окатывали с ног до головы нежной прохладой. Эх, красота!

Ну, а вечером, конечно, променад вдоль всей набережной с посещением магазинчиков, кафешек, пабов и многочисленных гриль-баров. Пока гуляли, то и дело мимо на самокатах, гироскутерах и другой современной электрической хрени проносилась курортная мелюзга. Впрочем, и некоторые взрослые этой неполезной для здоровья ерундой тоже маялись. Но в основном народ, неспешно «нарезая круги» на местности, жадно вдыхал вечерние морские эфиры. И, знаете, ни одного заметно пьяного. Даже курильщики со своими сигаретками и модно парящими электронными «вэйпами» старались держаться подальше от праздной публики. Нет, что не говори, а нация потихоньку здоровеет. Во всяком случае, гробить себя дурными привычками точно стало немодным.

Увы, три дня пролетели как один. Но даже за это короткое время, как ни прятался, все равно местами слегка поджарился на солнце. И потому с некоторым облегчением пустился в обратную дорогу в пятницу. То, что этот день – не самый лучший для поездок, понял уже, когда складывал вещи в багажник. На автостоянке повсюду хлопали капотами такие же, как я, путешественники, видимо, планирующие за два предстоящих выходных добраться до дома. Особенно много среди отъезжающих было москвичей с детьми, идущих через две недели в школу.

И точно. Когда, спустя пару часов, выезжали на новую федеральную дорогу, то уткнулись в глухую пробку, еле-еле плетущуюся в сторону Крымского моста. По большому счету гигантский автозатор растянулся в тот день от Симферополя до Славянска-на-Кубани. Может быть, я в сердцах и преувеличиваю. Были и просветы на несколько километров. Но все равно складывалось стойкое впечатление, что мы все или стояли, или едва ехали со среднепешеходной скоростью. Особенно запомнилась, можно сказать, эпическая картина светящейся в ночи бело-красной бесконечной реки, открывшейся взору с кубанской горы от поселка Белого в сторону Джигинки. А тут еще, как назло, гроза ударила с проливным дождем. Словом, дорожные мытарства на пути домой испортили все приятные впечатления об очередной крымской поездке. Почти испортили. Уверен, это не помешает и в будущем, пока есть силы и возможности, вновь и вновь путешествовать по такому уже близкому и такому по-прежнему загадочному полуострову с гордым названием Крым.

  • +2
  • -0
  • 2 рейтинг
2 рейтингX
Понравилась статья!Не понравилась статья!
100%0%

Автор Александр МИРОНЧУК.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: