ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ
Моё школьное детство протекало в 1945-55 годах прошлого века. Именно по схеме: октябренок-пионер-комсомолец. Но Советский Союз, как страна, – рухнул, и сегодня у нас другие законы и нравы. А разве в СССР было так плохо?
Да, наши годы детства выпали на самые тяжелые времена – сразу после такой кровопролитной, тяжелейшей, жестокой борьбы с фашистскими прихвостнями в Великой Отечественной.
Но у меня о советском детстве остались самые теплые воспоминания. Да, было тяжело, да, многого не хватало, а иногда и вообще не было. Ситцевые платьица и новые не туфли в школу, а «чувяки» – радовали душу, и ты старался учиться лучше, выполнять поручения и в школе, и дома. А вот никто не рылся на помойках, да и бомжей тоже не было…
Мой отец был инвалид, ходил на костылях, у него не работали обе ноги. Но мы не голодали, всегда были сыты, одеты и обуты. Он много работал. Папа был отличным мастером по шитью, умел шить всё – от рубашки до пальто, «тачать» такие же «чувяки». Не «черевички», которые Оксане (из «Хутора близ Диканьки») привёз от королевы из Петрограда её жених.
Мы часто встречались с одноклассниками, играли в разные игры. Наша Роза Беркаль жила возле нынешнего военкомата, во двор которого никогда не запирались ворота. Там мы и играли по вечерам: то в жмурки (в прятки), то в догонялки (или как сейчас называют – в лапту). На месте, где сейчас Электросети и их дом-двухэтажка, не было никаких строений. Когда фашисты захватили Тимашевскую, на этой площади поставили виселицы, на которых вешали русских за «провинности», а потом рыли там траншеи. А в мирное время там мы и прятались, а «застукиваться» надо было во дворе военкомата.
Однажды, гуляя в жмурки, это уже после того, как поучили уроки, я бежала во двор, но не заметила столбика на середине ворот и через него упала. А когда встала, на коленках не было кожицы, все смешалось с пылью и кровью. Ребята привели меня домой, ведь коленки не сгибались. Отец, увидев мои «ранения», рассмеялся и сказал: «Ну что же вы, ребята, так за ней гнались, что она не заметила даже столба». Ничего, залечили коленки, а игры продолжались.
Я любила много читать. Это были разные романы и повести. Прочитав, могла рассказать все очень подробно. Часто вечерами на улице собиралась большая группа детей: и маленьких, и постарше. Я делилась прочитанным: например, «Два капитана» или «Дети капитана Гранта». Взрослые были довольны, что их дети возле дома, играют или слушают, что старшие ребята рассказывают.
Для нас, подрастающего поколения тех лет, слова – «дружба, честь, доброта, коллектив» – были не пустыми понятиями. У меня была школьная подруга Оля Величко. Школу мы закончили в 1955 году, но наша дружба продолжалась до 2010 года, когда Оля умерла. Она тяжело болела. Каждый отпуск я проводила у неё, а она работала в Генпрокуратуре, приезжала в Тимашевск, к родным и ко мне.
Нынешние дети, мне кажется, очень отличаются от школьников даже 90-х годов. Они малоподвижны, имеют лишний вес. На переменах почти не бегают, не играют в подвижные игры в школьных дворах. Мы, уже 9-10-классники, играли в нашем тимашевском парке (теперь он Мемориальный) в казака-разбойника или в выбивного. Нынешние ребята, мне кажется, не знают, что такие игры есть. Старшеклассники ходят степенно или уткнутся в мобильники – никого и ничего не замечая, почти не общаясь со своими одноклассниками. Дети быстро устают, теряют интерес к происходящему. Это я замечала, бывая в школе, когда мой правнук учился в младших классах.
Кажется, что нынешним ученикам, кроме мобильника, ничего нет интересного.
Раньше на перемене мы облепляли стол учителя, задавая свои вопросы ему. Сейчас этого нет, просто их натаскивают на успешную сдачу тестов, контрольных нормативов, ЕГЭ. Нынешние дети практически не читают книги просто так, для интереса. Только то, что задано по программе. Не даром существует анекдот: «Как сделать книгу не читаемой? Ввести её в школьную программу».
Современные школьники слишком практичны. Главное поступить в институт, выбрать престижную профессию, хорошо оплачиваемую. Сочинения писать не могут, они однообразны, нет личного мнения, искренности. Речь у многих не развита, так как они мало читают, а вот сквернословить, пожалуйста! Изменились у них и интересы. Секции, футбол, теннис, фигурное катание – это хорошо, оплачиваемые спортсмены. Туда пойдем! А ещё дети сейчас «качают свои права»: бегут жаловаться, выкладывают видео с насмешками над учителями.
Мне кажется, дети не имеют настоящих друзей, не дорожат дружбой. А если встретились с другом, то уткнутся в мобильники и остальное для них не существует. Они не любят домашних животных, природу. Если заставят родители ухаживать за животными, то это единицы. А вот убрать после них – ни-ни. К труду и не приучаются, потому что заняты Интернетом, уроками. Если и попросят его что-то сделать, помочь в чем-то, то выполняют это нехотя или в ответ получишь: «Я устал, не могу».
А посмотрите, понаблюдайте за нынешними девочками, как они одеваются, как ведут себя. Если сделаешь замечание, то в ответ можешь получить мат или грубость: «Да пошла ты…». А курильщицы, попробуй, скажи ей, что вредно, она скривит губы, может и плюнуть, и это девочка?
Я считаю, что нас неплохо воспитывали: всегда был авторитет учителей, родителей. Мы умеем дружить, жить и работать в коллективе. Кроме того, много читали для своего же удовольствия.
У нас есть святые понятия: дружба, товарищество, первая любовь.
Ходили в школу с радостью: ведь там друзья, одноклассники, чтобы с ними увидеться, поговорить. А профессии выбирали не престижные, а по сердцу.
А вы что скажете?
Автор С. СКОЧКО, бабушка, прабабушка.
Фото из архива автора.