2024 ГОД ОБЪЯВЛЕН В РОССИИ ГОДОМ СЕМЬИ
«Важно, что семья вновь обретает в российском
обществе высокий нравственный смысл…»
В.В. Путин.
Из речи на Всероссийском форуме «Родные – любимые».
Наш краткий обзор страниц музейных альбомов средней школы №1 им. А.И. Герцена, рассказывающий об учительских семьях, нашел отклик у читателей газеты «Антиспрут», предложивших продолжить рассказ о тех, кто в трудные послевоенные годы приложил много усилий, чтобы возродить, а затем и приумножить добрые традиции старейшей в районе средней школы №1 им. А.И. Герцена, отмечающей в этом году своё 125-летие.
Более полутора десятков лет история школы связана с фамилией Голядкиных, о которых и пойдёт речь в первой части сегодняшней публикации.
Немногим из участников боевых действий Великой Отечественной войны удалось возвратиться к мирной жизни с относительно хорошим состоянием здоровья, позволившим сразу же после демобилизации окунуться в студенческую жизнь. Вот таким «счастливчиком» оказался и студент Краснодарского государственного пединститута Василий Голядкин. Выходец из Воронежской области, участник сражений в годы Великой Отечественной войны поступает на историко-филологический факультет, успешно учится, принимает активное участие в студенческой жизни. На одном из студенческих мероприятий он приметил ту, которая в скором будущем станет его невестой, а затем женой и другом-единомышленником до конца их совместной жизни – Валентину Григорьевну, студентку факультета иностранных языков.
После окончания института супруги Голядкины были направлены в Тимашевский район, станицу Новокорсунскую, где был тогда довольно большой дефицит в учительских кадрах. Как участнику Великой Отечественной ему доверили стать директором школы и учителем русского языка и литературы. Деятельного руководителя с первых месяцев заприметило районное руководство, и его переводят в одну из школ районного центра – ныне это средняя школа №16 имени Л.Н. Толстого, а в 1965 году он был назначен на должность директора самой крупной в то время в районе средней школы №1 имени А.И. Герцена.
Школа состояла из нескольких небольших по размерам зданий, мало чем связанных друг с другом. Бытовые условия были самые примитивные, а занятия приходилось проводить в 2-3 смены, так как численный состав обучающихся был более полутора тысяч человек. Безрадостная картина для молодого директора, но ведь он прошел войну, испытал не такие трудности, так что свалившиеся на него заботы воспринимались с каким-то даже юмором. В коллективе новой школы он сразу же нашел поддержку со стороны тех, кто тоже отстаивал Родину в годы Великой Отечественной войны. Это были: Величинская Т.И., Физиков Г.А., Ханабеев Н.К., Хлыстов В.З., Фишман К.Г. и другие, которые поддерживали Василия Ивановича во всех его начинаниях на посту директора. А задумок было много, ведь надо было строить ещё одно здание для учащихся начальных классов, надо было иметь приличную спортивную базу, крайне необходим был пищеблок, актовый зал…
Задумок и планов было много, но на все это требовались ещё и денежные средства, а их пока не могло выделить даже краевое руководство. Лишь те, кто в той или иной степени занимался вопросами строительства, смогут понять, чего стоило в 60-70 годах строительство сразу нескольких крупных помещений, в том числе нового двухэтажного здания для учащихся начальных классов. Лишь они смогут оценить тот титанический труд руководителя, сумевшего воплотить свои планы в довольно короткий срок с помощью шефствующих предприятий и прежде всего колхоза «Память Ленина». Но его меткие, иногда небезобидные реплики, замечания в адрес отдельных руководителей партийных и советских органов района не остались без последствий. Помощи со стороны руководства района становилось всё меньше, а вот число претензий к работе директора росло, что в конечном итоге привело к предложению написать заявление о сложении полномочий руководителя школы. Что и случилось в марте 1978 года. К этому добавились и недуги, как напоминание о военной поре. Поработав ещё немного в должности учителя русского языка и литературы в своей, теперь уже родной школе, Василий Иванович ушел на заслуженный отдых.
На протяжении всех лет педагогической деятельности рядом с ним была Валентина Григорьевна, его верная супруга и единомышленник, учительница иностранных языков.
По отзывам её учеников, Валентина Григорьевна в противовес своему говорливому мужу была человеком тихим, скромным, стараясь не вмешиваться в работу мужа, не проявляла особой активности в общественной жизни педколлектива. Основное внимание её было направлено на семью, в которой уже воспитывалось двое сыновей, на обустройство небольшого дома, построенного на их средства неподалёку от школы.
Сыновья Игорь и Николай по окончанию школы не пошли по стопам своих родителей, а избрали врачебную деятельность. А затем на радость старшим Голядкиным пошли внуки, которые и стали настоящей отрадой в жизни постаревших супругов.
И здесь мы несколько изменяем ход нашего рассказа, так как появляется ещё одна семья, ставшая роднёй в прямом смысле семье Голядкиных. Их внук Альберт взял себе в жены дочь Марию учительницы СШ №1 Крайновой Антонины Николаевны. Так две семьи смогли, объединившись, продолжить теперь уже династию.
А теперь наше основное внимание будет уделено семье Крайновых, где дело матери будет продолжено дочерью, ныне преподавателем математики техникума кадровых ресурсов города Тимашевска.
В далёком 1976 году в педколлектив школы пришла выпускница Усть-Лабинского педагогического училища Крайнова Антонина Николаевна. Разве могли тогда предположить супруги Голядкины, что их семьи породнятся через много лет? Конечно, нет!
Уже с первых дней работы в большом коллективе школы имени А.И. Герцена, Антонина Николаевна почувствовала, что этот коллектив станет для неё родным навсегда.
Вот что напишет по этому поводу сама Антонина Николаевна: «В декабре 1976 г. я впервые в должности учителя начальных классов вошла в одну из классных комнат (кабинетов) СШ №1 имени А.И. Герцена. Школа, которая стала моим вторым домом. Ведь я в прямом смысле жила в ней с утра до позднего вечера… Уже с первых дней своей работы я ощутила внимание и заботу со стороны как директора школы, так и завуча Педенко Натальи Даниловны, которая всячески подбадривала меня и называла «хорошим, толковым учителем». Это помогло мне быстро войти во всех отношениях в школьный коллектив… Я не могу припомнить каких-то ссор, конфликтов – их просто не было. Отмечали вместе все праздники, оказывали моральную и материальную поддержку в случае беды у кого-то из членов коллектива. Жили одной дружной семьей…».
В дальнейшем Антонина Николаевна сама станет одним из ведущих специалистов среди учителей начальных классов, чей опыт будет обобщаться и внедряться в практическую деятельность учителей всего района и даже края.
На протяжении длительного времени Антонина Николаевна будет не только сама плодотворно работать в должности учителя, но еще и умело направлять деятельность всех учителей начальных классов, будучи заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Особое внимание уделялось вопросам преемственности между учителями школ первой и второй ступеней, что способствовало сохранению высокой успеваемости и качества знаний, характерных для учащихся начальных классов.
С годами росла численность детей и внуков в семье Крайновых. Старшая дочь Мария имеет два высших образования, пошла по стопам матери и теперь учит уму-разуму десятки студентов Тимашевского техникума кадровых ресурсов. А вышла замуж за внука Василия Ивановича Голядкина – Альберта. И будем надеяться, что это цепочка – династия учителей будет продолжаться и в дальнейшем!
Заслуживает особого внимания к себе ещё одна учительская династия в городе: Ситниковых – Бидзинашвили – Волошиных, имеющая непосредственное отношение к жизни коллектива школы имени А.И. Герцена.
С 1 января 2005 года коллектив СОШ №1 имени А.И. Герцена возглавила Ирина Константиновна Ситникова, учитель истории, до этого работавшая в СОШ №16 имени Л.Н. Толстого в должности зам. директора по воспитательной части.
Быть или не быть учителем? Такого вопроса никогда не стояло перед Ириной. Конечно, быть! Примером для неё всегда была и остается её родная мама – Елизавета Степановна, имя которой до настоящего времени хорошо известно в грузинском городе Дманиси. В далёкие 70-е годы она считалась одним из лучших учителей русского языка и литературы, выпустившей в свет сотни учеников, которые до настоящего времени уважительно вспоминают её как учителя и наставника.
Будучи ещё подростком, Ирина любила общаться со своими сверстниками. Традиции пионерии и комсомола в 70-80-х годах были ещё крепки, и она с большим увлечением принимала участие в школьных и городских мероприятиях, что в дальнейшем поможет ей стать прекрасным организатором внеклассной и внешкольной работы уже после окончания Кубанского государственного университета.
Можно было, конечно, поступить после окончания средней школы в один из пединститутов Грузии, но все же её больше увлекал именно русский язык, ей хотелось преподавать историю на русском языке, работать с русскими детьми. Вот почему выбор места дальнейшего обучения профессии учителя пал на Кубанский государственный университет, в который она успешно поступила.
Уже в студенческие годы она показала себя человеком целеустремлённым, настойчивым, проявляющим большой интерес к исторической научной литературе, что в дальнейшем позволило ей стать прекрасным учителем.
У неё была возможность продолжить учёбу в аспирантуре, но по семейным обстоятельствам по окончании университета она вновь возвратилась в Грузию, где вышла замуж за своего одноклассника Акаки Бидзинашвили.
Её организаторские способности проявились с первых лет работы. В 1982 году она была избрана вторым секретарём районного комитета комсомола, совмещая с работой учителя истории, а затем – в должности заместителя директора по воспитательной работе этой же школы.
В семье Бидзинашвили одна за другой появляются очаровательные дочурки (Екатерина и Нино). Ничто, казалось, не предвещало серьезных изменений в жизни молодой семьи. Но вот начавшиеся реформы периода «Перестройки» в конечном итоге привели к окончательному краху советской эпохи, а вместе с этим обострились и межнациональные отношения в грузинском обществе.
И тогда стал вопрос как и где жить семье, в которой отец – грузин, а мать – русская, да и родители жены тоже русские, хотя и прожили в Грузии не один десяток лет и пользовались уважением со стороны населения?
Ирина Константиновна обратилась к своим уважаемым педагогам Кубанского университета, в частности Громову В.П., атаману Кубанского казачьего войска, с просьбой поспособствовать переезду своей семьи на Кубань. Положительный ответ не замедлил.
Так семья будущего директора СШ №1 им. А.И. Герцена оказалась в Тимашевске, где ей было предложено место учителя истории в СШ №16 им. Л.Н. Толстого.
И здесь она проявила себя с положительной стороны как хороший организатор внеклассных и внешкольных мероприятий уже в должности заместителя директора школы.
Работа руководителя воспитательного процесса в школе весьма разнопланова, требует больших знаний, инициативы, а главное – ответственности за результаты всего учебно-воспитательного процесса. И со всеми этими задачами, по словам бывшего директора этой школы Р.Н. Книги, «Ирина Константиновна справлялась блестяще!».
Высокую оценку её деятельности в должности учителя истории и заместителя директора по воспитательной работе давал и бывший заведующий Тимашевским РайОНО А.М. Семеряжко, который неоднократно посещал её уроки и проводимые мероприятия. Уже то, что два весьма уважаемых в учительской среде человека, два Заслуженных учителя РФ, давали высокую оценку деятельности этого неординарного педагога, говорит о многом. И когда стал вопрос о назначении на должность директора СШ №1 им. А.И. Герцена, то кандидатура Ирины Константиновны была одобрена в администрации района, а затем и в краевой инстанции.
Так с 1 января 2005 года И.К. Ситникова была утверждена в должности директора и учителя истории самой крупной тогда по численности обучающихся школы района.
С её именем связан целый ряд положительных изменений в деятельности коллектива, который активно участвует в реализации комплексного проекта модернизации образования, для чего устанавливаются более крепкие отношения с ведущими специалистами краевого уровня. С сентября 2012 года пилотная школа начинает работу в режиме эксперимента по апробации новых федеральных стандартов, устанавливается чёткая система профильных классов. Особое внимание стало уделяться переподготовке учительских кадров, омоложению педколлектива. Ежегодно учителя школы принимают активное участие в различных региональных конкурсах, становятся призёрами и даже победителями.
Должность директора крупной городской школы обязывает быть в центре всей общественно-политической жизни не только города, но и района. Более пяти лет депутат Ситникова была бессменным секретарём Тимашевского городского Совета и каждое её выступление отличалось продуманностью, аргументированностью, вносились конкретные предложения, направленные на положительные преобразования жизни горожан.
Такая успешная разносторонняя деятельность И.К. Ситниковой высоко оценивалась районным и краевым руководством. Она была представлена к ведомственному значку «Почётный работник общего среднего образования» – одной из значимых наград в области образования РФ, целому ряду Почётных грамот. В настоящее время Ирина Константиновна возглавляет Тимашевский филиал краевого центра диагностики и консультирования, специализированного учреждения для оказания помощи десяткам семей нашего района.
По её стопам уверенно шагает дочь Нино, которая после окончания средней школы поступила в пединститут, блестяще закончила его, несколько лет поработала учителем русского языка и литературы в средней школе №1 им. А.И. Герцена и вот уже 14 лет возглавляет коллектив Тимашевского филиала краевого техникума «Знание». В данное время в филиале обучаются на базе 9 и 11 классов более трёхсот студентов. Глубокие, прочные знания студентам дают опытные преподаватели, приезжающие из краевого центра, и местные педагогические кадры.
Студентам филиала предоставляется возможность получать знания таких профессий как: правоохранительная деятельность, землеустройство, информационные системы и программирование. В филиале проводится большая воспитательная работа среди молодёжи при тесном сотрудничестве с учреждениями культуры, спорта, правоохранительных органов. Студенты задействованы во многих городских и общерайонных мероприятиях. Их отличают организованность, культура общения, активная жизненная позиция. И в этом большая заслуга директора Нино Волошиной.
Конечно, нельзя не упомянуть ещё об одном члене семьи, её главе – Акаки Владимировиче Бидзинашвили. По профессии он не учитель, но поселившись на Кубани, вынужден был искать себе новый род занятий. Ему было предложено поработать с детьми в СШ №16, где уже работала его супруга Ирина Константиновна. И в конечном итоге из него получился прекрасный учитель ОБЖ и физкультуры. Здесь он нашел для себя занятие по душе настолько, что до настоящего времени не видит себя в другой профессии. И на смену себе готовит внука Константина, вырабатывая у него смелость, настойчивость, умение преодолевать все трудности.
Кажется, что совсем недавно в коллектив нашей школы влилась супружеская пара Горбачевых. Молодые, энергичные, они настолько быстро освоились, что незаметно пролетели те 10 лет, когда они впервые приступили к работе в должностях учителей истории и иностранных языков.
Максим Николаевич родом с Кубани, детские и школьные годы прошли в Крымском районе, где в 2004 году окончил 10 классов и сразу же поступил в педагогический институт города Славянска-на-Кубани, на факультет истории и права.
Уже в период обучения в институте с 2004 по 2009 годы показал себя с наилучшей стороны как вдумчивый, целеустремлённый студент, способный умело работать с архивными первоисточниками, археологическими находками в такой степени, что в перспективе мог бы стать крупным специалистом, учёным. Он выделялся из среды однокурсников своей аккуратностью, добросовестным отношением к порученному делу. В 2011 году, как один из перспективных студентов, получил путёвку для ознакомления с образовательными учреждениями ряда европейских стран. В годы учёбы дважды становился стипендиатом премии губернатора Краснодарского края для талантливой молодёжи. Обучение в аспирантуре, одновременно работа в должности молодого научного сотрудника в этом же институте позволила ректорату доверить ему преподавание на кафедре курса «Отечественной истории».
Ещё будучи студентом, приглянулась ему симпатичная девушка по имени Валерия с факультета иностранных языков. Родом она из Сибири, но с 1995 года обучалась в средней школе города Темрюка на побережье Азовского моря. Успешная учёба в институте, работа в должности лаборанта кафедры естественно-научных дисциплин – все означало, что Валерия Сергеевна может стать не только преподавателем иностранного языка, но в дальнейшем и крупным специалистом.
Создав в 2011-м году молодую семью, супруги Горбачёвы все же решили пока повременить с научными изысканиями, а поработать в обыкновенной школе, набраться опыта работы с подростками, старшеклассниками, затем уже вновь возвратиться к научной деятельности.
Так, в 2013 году два молодых специалиста прибыли в город Тимашевск, где им была предложена работа в МБОУ СОШ №1 имени А.И. Герцена. Возможно, тогда они и не думали, что надолго задержатся в должности простых учителей. Что касается Валерии Сергеевны, то ей вскоре была уготована должность матери двух прелестных детишек, а уже с этой обязанностью она справляется прекрасно, но и должность учителя ей дорога. Вот почему, по возможности, уже с 2021 года она принимает участие в работе жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
С 2022 года Валерия Сергеевна – член краевой комиссии по проверке ОГЭ по английскому языку. Все сказанное выше свидетельствует, что в перспективе она, возможно, действительно сможет возвратиться к научной работе в полном объеме.
Также весьма успешно Максимом Николаевичем накапливается опыт работы. Дирекция МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена сразу же оценила возможный потенциал руководящей работы у молодого, но перспективного учителя истории и кубановедения. Вот почему уже с 2013-2014 учебного года ему предложена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. И с этими обязанностями он справляется прекрасно.
Но мысль о научной работе его все же не покидает, вот почему он продолжает работать над статьями, посвященными Кубанскому казачеству, педагогическим измерениям. В 2021 году он становится призёром регионального конкурса «Учитель года Кубани» учителей кубановедения, а с 2022 года – член краевого жюри конкурса «Учитель года Кубани».
Как один из наиболее активных представителей педагогического коллектива МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена в 2022 году был представлен к награде – медаль «За личный вклад в развитие Тимашевского района и в честь 95-летия со дня образования Тимашевского района». Так что у супружеской пары Горбачёвых ещё много интересного в педагогической и научной деятельности.
Читателям газеты были представлены для ознакомления ещё несколько учительских семей из большого по численности педагогического коллектива МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена, что свидетельствует о популярности профессии учителя, о влечении родственных по единству взглядов душ к созданию семей, а затем к долговременной работе с молодым поколением Кубани, России в целом.
И здесь уместно будет упомянуть добрым словом супружеские пары Ивановых (Валентины Дмитриевны и Владимира Владимировича), Фишман – Чеснок (Клавдии Гавриловны и Фёдора Дмитриевича), Пасечных (Любови Николаевны и Михаила Алексеевича), Никулиных (Зои Алексеевны и Ивана Ивановича) и других семей.
Интерес к профессии учителя за последние годы несколько возрос, следовательно, и число супружеских пар с каждым годом будет увеличиваться. А всё это, в конечном итоге, приведёт к целым семейным династиям, и в этом нет никаких сомнений!
В дальнейшем рассказ о педагогических семьях будет продолжен. Ждём Ваших предложений.
Автор В.Р. ПОКИНЬКО,
ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель России,
Почетный гражданин Тимашевского района.
Фото из школьного музея.