Желание хорошее, но – для лучших времён…
В ТЕЧЕНИЕ прошедшего года «Антиспрут» опубликовал несколько материалов из серии «Фонтан раздора», посвященных намерению местных властей начать масштабную реконструкцию центральной площади в городе Тимашевске с возведением цветодинамического фонтана, предусмотрев в бюджете на эти цели 34 миллиона рублей. Следует отметить, что вся доходная часть городского бюджета на год составляла 249 миллионов рублей, из которых ещё 21 миллион – на обеспечение деятельности администрации города, 1 миллион 757 тысяч – на содержание главы города, и так далее. На всё остальное, можно сказать, кошачьи слёзы…
«За» фонтан» на центральной площади города из 21 присутствующего на сессии депутата городского Совета проголосовало 11. Решение было принято большинством в 1 голос…
В ОБЩЕМ-ТО намерение властей усовершенствовать эстетический облик районного центра было хорошее. Только нельзя назвать его реализацию своевременным – в период объявленных санкций в отношении России, и в связи с этим возникшими экономическими трудностями.
Денег на всё не хватало. Но всё равно решили начать благоустраивать центр, для чего предусмотрели кредит в 16 миллионов рублей. Затем решили отказаться от заимствований, а деньги «изъять» из муниципальных программам: «Благоустройство и озеленение», «Развитие систем коммунальной инфраструктуры», «Развитие дорожного хозяйства и обеспечение безопасности дорожного движения».
В городе уже было два фонтана. Поэтому многие тимашевцы высказались по этому поводу – «Пир во время чумы…». В подобном смысле высказывался прежний губернатор Кубани на краевом антикризисном совещании:
– Сегодня, в условиях кризиса, всем нужно сосредоточиться на том, что действительно важно. Если в районе проблемы с газификацией, водоснабжением, не работает уличное освещение и нет тротуаров, то в первую очередь нужно решать именно эти задачи. А не строить в центре районной станицы парк с фонтаном стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. Ответ будете держать за каждую неэффективно потраченную копейку…
В КОНЦЕ концов, прокуратура определила, что решение тимашевских властей «не отвечает принципу эффективного использования бюджетных средств, установленному ст. 34 Бюджетного кодекса РФ и требованиям Указа Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов…».
Словом, общими усилиями редакции, активистов, прокуратуры решение о выделении бюджетных ассигнований на работы по выполнению реконструкции городской площади (строительство цветодинамического фонтана) в 2016 году было пересмотрено.
Не мытьем, так катаньем…
СКОЛЬКО копий было сломано по поводу строительства цветодинамического фонтана, прежде чем муниципальная закупка на эти работы была отменена.
Сегодня о фонтане уже никто не говорит. Но местные власти утвердили бюджетные траты на реконструкцию городской площади в сумме… 43 миллиона рублей.
Прокурор ранее обращал внимание, что решение местных властей, «не отвечает принципу эффективного использования бюджетных средств…». Что «это не позволит жителям города получать качественные коммунальные услуги, так как водопроводные и канализационные сети имеют изношенность около 80%, а настоящее состояние дорог не может обеспечит безопасность дорожного движения…».
А сегодня многое изменилось?
Краевые власти на 2016 год поставили задачу муниципалитетам уменьшить процент изношенности инженерных сетей на 5 процентов. Много это или мало? Для тех, где изношенность водопроводных и канализационных сетей 20-30 процентов, решение проблемы на 5 процентов – это более или менее существенно. В Тимашевске было 80%, стало 75… Если такими темпами дальше идти, то, скорее всего, проблема водоснабжения и водоотведения в грядущие десятилетия не разрешится: на 5% сети обновят и на 5% износятся…
А сколько в городе других кричащих проблем! Наша газета неоднократно касалась этой темы.
Можно было бы уповать по этому поводу на нашу прокуратуру. Например, в соседнем с Тимашевском Приморско-Ахтарске в своё время прокуратура выявила и пресекла факт необоснованного расходования бюджетных средств. Там администрация намеревалась потратить на озеленение 5 миллионов рублей. При этом местные власти длительное время не могли обеспечить финансирование мероприятий по ремонту дорог. ПриморскоАхтарской администрацией не решен вопрос ремонтновосстановительных работ систем и сооружений коммунального водоснабжения и иных социально значимых задач. Прокуратура сочла это нарушением бюджетного законодательства.
А в Тимашевске в 2017 году на реконструкцию городской площади власти предусмотрели 43 миллиона – это первоочередные траты?
Закон у нас, как дышло?
Обратит на это внимание прокуратура Тимашевского района или нет, предсказывать не берусь. Сейчас речь о другом.
Если закон – как дышло…
ЕСЛИ в нашем случае это так,.. то, хочу заметить, «ворочать дышлом» одинаково могут не только власть имущие, но и жители муниципалитетов. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 28 закона) предоставляет право населению влиять на приоритетность трат местного бюджета. Для этого предусмотрена процедура принятия главного финансового документа муниципалитета – после публичных слушаний. Причем публичные слушания могут назначаться как по инициативе властей, так и по инициативе населения.
В Тимашевске местные власти в соответствии с требованиями публикуют объявления о дате и месте публичных слушаний по проекту бюджета на следующий год. И что же? Из года в год наблюдается схожая картина.
На публичные слушания в обязательном порядке приходят те, кому предписано представлять проект населению. А населению, создаётся впечатление, это не нужно. Поэтому при утверждении бюджета на сессиях депутатов с легкой душой озвучивается формулировка: «предложений на публичных слушаниях не поступило»…
То же самое можно сказать о проведении публичных слушаний по проекту Устава – главного нормативного правового акта каждого из муниципалитетов. Устав представляет из себя местную конституцию, которая определяет полномочия как местной власти, так и населения, и в конечном итоге влияет на качество жизни.
После окончательного принятия бюджета людям, конечно, можно не соглашаться с принятой бюджетной росписью, обращаться в газету, в прокуратуру, к губернатору, в Общероссийский народный фронт и так далее. В итоге власти, возможно, что-то и подкорректируют – как в прошедшем году по фонтану… Но, как показывает практика, глобальные изменения в принятый главный финансовый документ муниципалитета вносятся не всегда и не везде. Так что уж лучше, как говорится, на Бога надеяться, но и самому не плошать…
Автор Виталий Лебедев,
главный редактор газеты «Антиспрут», депутат МО Тимашевский район,
член штаба регионального отделения ОНФ в Краснодарском крае.